Так получилось, что я впервые взяла в руки учебник анатомии в 2009 году. И, несмотря на то, что вся моя предыдущая профессиональная деятельность была, так или иначе, связана с "переработкой" больших объемов самой разной информации, изучение анатомии оказалось очень непростым делом. И проблема была не в сложности устройства нашего тела, не в незнакомых названиях и терминах, а в том, что целостной картины устройства тела, взаимодействия его систем и частей там практически нет.

Есть скелет, есть внутренние органы, нервная и сосудистая система. А как они взаимосвязаны? Как понять, каким образом и почему они реагируют на изменения в "соседях"? Как, не понимая этого, можно вмешиваться  в работу такой сложной системы?
Да, наш организм очень многосвязен и сложен. Но невозможность понять и узнать про него абсолютно все, это, наверное, не повод игнорировать и даже не пытаться понимать и учитывать известные и очевидные, хотя бы, с точки зрения физики, взаимосвязи.

И тут очень пригодился системный подход, которому меня научили еще в студенческие годы. Взгляд технаря на устройство и функционирование нашего тела  позволяет заметить эти взаимосвязи и понять их логику.По сути, наше тело - это саморегулирующая система, включающая в себя различные подсистемы, которая может менять свои функции в зависимости от внешних условий. Очевидно, что в такой сложной системе причины одной и той же «неполадки» могут быть совершенно разными, а для того, чтобы восстановить работоспособность системы, нужно найти и устранить эти причины.

Пример: Из крана не течет вода. Согласитесь, это не повод для замены крана, и, вряд ли это связано с тем, что он «сломался». Причин может быть несколько: не открыт вентиль, подающий воду в кран; недостаточно давление в водопроводе, и вода не доходит до крана; перекрыт вентиль, через который вода поступает в водопровод здания; прорвало трубу, которая подает воду в дом и т.д. И, пока не будет найдена и устранена эта причина, вода из крана течь не будет.

Логика медицинского подхода: в этом случае предполагает «прочистку крана», если это не поможет – «удаление» крана, а, если не помогает и это, придется пойти в магазин и запастись водой там. На какое-то время это поможет и даже частично решит проблему, но стиральная и посудомоечная машины работать не будут, да и помыться сложновато станет.

Медицинский подход: «лечим больное место», а. вернее, устраняем симптомы, очень напоминает вывинчивание красной лампочки, сигнализирующей о неполадках в системе. Нет лампочки – нет проблем. На самом деле, все оказывается совсем не так.

Пример: Обезболивающие препараты помогают «не замечать» и «не чувствовать» боль, не обращать внимания на «неполадки» в организме не считаться с ними и думать, что можно жить так, как будто ничего не случилось. В результате «неполадки» становятся более существенными, затрагивают другие системы организма, которые до этого были в «исправном» состоянии», и приводят к дальнейшему ухудшению состояния. В какой-то момент обезболивающие препараты перестают действовать, после чего может быть предложено хирургическое вмешательство, которое направлено на проблемное место. Поскольку причины никому не интересны и продолжают действовать, через какое-то время происходит рецидив. Он может выглядеть как-то по-другому, но причины обычно те же. После этого начинается новый виток...

 Когда появилось хоть какое-то понимание, как сложно и гениально устроено наше тело, стало понятно, зачем нужно знать анатомию и как ее учить. А еще стало просто очевидно, что такая совершенная система не может быть «черным ящиком». Да, у нее есть механизмы саморегуляции, но должен быть и «интерфейс», который позволяет общаться с ней на ее языке, понимать и взаимодействовать. Внимание, наблюдение и понимание (или, хотя бы, желание понять, а не «исправить и улучшить») и оказались этим «интерфейсом». Мы просто помогаем телу взглянуть на себя не изнутри, а «со стороны». Оно начинает замечать то, что ему мешает нормально функционировать, а механизмы саморегуляции наводят порядок. Наше внимание, понимание и уважение к тому, что делает тело, и являются средствами устранения этих неполадок.

Еще один пример: Мы ждем гостей. Вроде бы, в квартире и так все нормально, но тут мы начинаем смотреть на свою квартиру как бы глазами других людей. Становится заметной пыль, которую до этого не было видно, вещи, которые лежат не на своих местах. И мы начинаем все это убирать, но не потому, что боимся чужого мнения, а потому, что теперь, когда мы это заметили «свежим взглядом», нам самим становится некомфортно от этого.

 Если научиться фокусировать внимание, задавать телу вопросы и понимать (чувствовать) ответы на них, тело само может показать места «неполадок» в рамках конкретного запроса, причины этих неполадок и даже причинно-следственные связи, которые привели к этим «неполадкам». Такое общение с телом очень интересно и увлекательно, а разгадывание логических цепочек, которые связывают, казалось бы, абсолютно разные события, оказывается еще и способом устранения «неполадок» (решения проблем),

 Вот пример такой цепочки.

1. Человек жалуется на головные боли и бессонницу. Тело показывает, что ситуация-причина этого состояния находится на физическом уровне 6 лет назад.

Если причина находится на физическом уровне, значит, 6 лет назад случилась механическая травма или операция, последствия которой сейчас могут сказываться на функционировании краниосакральной системы, системы энергетики (энергетические меридианы могут повреждаться при операциях или травмах), а также нарушать кровообращение в головном мозге. Это возможные причины состояния-жалобы клиента.

2. Оказывается, 6 лет назад человек попал в автомобильную аварию. С тех пор, вроде, все уже давно прошло. Да и про аварию он давно забыл: «Это же так давно было!». А года 2 назад «вдруг» начались головные боли и бессонница, которые не очень поддаются медикаментозному лечению. Почему они появились не сразу, а спустя 4 года? Сначала тело  справлялось с последствиями травмы, а потом сама система компенсации этих последствий стала существенной нагрузкой для организма и вызвала бессонницу и головные боли.

3. В процессе коррекции последствий травмы (краниосакральные техники, работа с меридианами и сосудистой системой) выявляется причина травмы, которая находится уже на эмоциональном уровне. Ключевые зоны тела в момент перед аварией показывают схему ситуации: страх, гнев и желание настоять на своем. Оказывается, перед аварией случился конфликт с близким человеком. Сейчас этот конфликт, не актуален, понятно, что реального повода для него и не было, и он давно забыт.

На выявление причин этого конфликта тело не ведет, Ему виднее. Значит, для решения запроса клиента, этого достаточно.

После осознания этой логической цепочки и коррекции последствий аварии, причин для бессонницы и головной боли не остается, поэтому сон нормализуется, а головные боли проходят.

Такое взаимодействие с телом дает возможность по-новому относиться к болезням и проблемам, видеть в них не врагов, с которыми нужно бороться, а просто причинно-следственные связи, которые можно понять и изменить. Тем более, что борьба с самим собой дело неблагодарное, и не полезное для здоровья.

    В начало