Интерактивность – двухсторонний процесс обмена информацией.

Мы привыкли обращаться со своим телом с позиции силы. Мы не доверяем ему, потому, что толком не знаем, как оно устроено. Мы беремся его «исправлять» и «улучшать» и очень часто делаем это через дискомфорт, боль, при помощи химических веществ или хирургических операций. Мы относимся к телу как к предмету, объекту, хотя с ним можно взаимодействовать совсем по-другому. Оно же живое…

 Мы относимся к собственному телу хуже, чем к технике, которой мы пользуемся. Автомобиль мы заправляем бензином определенной марки, регулярно меняем масло, едем в сервис при малейших неполадках в работе. Никому не придет в голову пытаться заставить автомобиль ехать без бензина, просто выбросить сломавшуюся деталь или вывернуть индикатор, сигнализирующий о неполадках. А, когда внимания требует наше тело, мы делаем все, чтобы скорее заставить его работать – сбиваем температуру, отрезаем «лишние» части, пьем таблетки, прием которых не предусмотрен природой. Мы не даем ему полноценного питания, сажаем на диеты, даем дополнительную нагрузку на работе, в спортзале или на беговой дорожке, невзирая на усталость.

Наше тело устроено очень сложно и одновременно мудро. Это сложная саморегулирующаяся интерактивная система. Оно не является «черным ящиком», с ним можно взаимодействовать - задавать вопросы и получать ответы на них. Психологическую биодинамику можно назвать языком общения с телом. Этот язык основан на наблюдении ключевых зон тела и регрессных техниках. Причем, тело понимает этот язык и дает ответы на любые вопросы, которые мы ему задаем.

 Например, можно спросить и получить ответ на вопросы:

 - Как проявляются последствия травмы?

 Тело покажет ключевые зоны, которые стали активными (активнее) после травмы, а по ним можно понять, как изменились наши мысли и эмоции вследствие травмы, и где в теле появились напряжения.

 - Каковы причины травмы (состояния, болезни, проблемы и т.д.)?

 Тело покажет ключевые зоны, по которым можно понять, какие мысли и эмоции стали причиной травмы. Достаточно часто травмы случаются, когда мы на кого-то разозлились или обиделись.

 - Каковы задачи и цели функциональной системы болезни (проблемы..)? Для чего мы болеем, участвуем в конфликтах, мучаемся и т. д.

 - Что мы принимаем за любовь, обиду и т.д.?

 - Почему мы боимся?

 - Почему не складываются отношения?

и многие другие.

Каким же образом происходит это взаимодействие с телом?

В психологической биодинамике применяется техника работы с точкой сборки. Это условное название (не совсем то, о чем писал Кастанеда), но тело его понимает, и это главное.

Последовательность выполнения этой техники:

1. Назначаем в теле «начало отсчета» и как бы договариваемся с телом: «Если все в порядке, то точка сборки находится здесь»,- ставим на эту место руку и направляем туда взгляд.

2. Спрашиваем у тела, где в связи с запросом находится точка сборки сейчас. Если все нормально, то она будет в начале отсчета. Если что-то не так, она будет в другом месте, И если, задав первый вопрос, мы смотрим в «начало отсчета», то теперь наш взгляд самопроизвольно переместится в то место, где находится точка сборки.

3. Спрашиваем у тела, с какими ключевыми зонами тела связана точка сборки, и оно показывает нам эти зоны - они буквально притягивают наш взгляд.

4. Составляем схему состояния тела по активным ключевым зонам и пытаемся мысленно смоделировать ситуацию, на которую мы так реагируем.

Например, мы видим, что связи из точки сборки идут в ключевые зоны:

  • S1 – нежелание видеть и слышать происходящее
  • S2 – уныние, беспомощность, неуверенность в себе
  • D3 – злость, контроль
  • D4 – несвобода, жесткие правила, запрет.

Для такого сочетания ключевых зон можно подобрать следующие сценарии ситуаций:

 а) мы установили для себя какое-то правило, или кто-то установил его для нас (D4). Мы контролируем себя, чтобы не нарушить это правило, или кто-то контролирует нас (D3). От этого ограничения и постоянного контроля у нас портится настроение (S2). Мы не хотим видеть того что происходит вокруг(S1).

В реальности это может быть ситуация, когда мы обязательно должны были делать уроки («Пока не сделаешь – гулять не пойдешь!»), но знали, что друзья уже играют во дворе. От этого у нас портилось настроение и нам не хотелось видеть учебники.

б) у нас плохое настроение. Ничто вокруг не радует. Кто-то, кто ругает нас за это и заставляет что-то делать.

В реальной жизни это похоже на ситуацию, которую можно назвать: «Соберись, тряпка!» Мы устали, ничто не радует, и тут находится кто-то, кто устраивает нам за это взбучку и заставляет что-то делать.

Такой подбор ситуации, часто оказывается самым сложным в техниках психологической биодинамики.

 Желательно вспомнить или представить реальные ситуации с таким сценариями.

 Дело в том, что основные рефлекторные модели поведения и реакции на происходящее тело вырабатывает в раннем детском возрасте. Впоследствии происходит сравнение происходящего сейчас с ситуациями из прежнего опыта, выбор наиболее похожей ситуации и повторение поведенческой модели, которая сформировалась тогда. То есть, можно сказать, что, на самом деле, мы реагируем не на то, что произошло здесь и сейчас с нами сегодняшними, а как тот ребенок в той давней ситуации.

Для стрессовых ситуаций такие механизмы поведения вполне оправданны. Они позволяют действовать автоматически и, главное, быстро, а не тратить время на оценку ситуации, ее анализ, принятие решения о том, как надо действовать. выстраивание механизма реализации этого действия. Ведь любое промедление в стрессовой ситуации может быть опасным.

Правда обычно та ситуация, в которой сформировалась автоматическая реакция, и та, которая происходит сейчас, не так уж и схожи. Да и мы уже другие и можем даже в точно такой же ситуации действовать по-другому. Но…

5. Дальше начинается самое интересное. Если мы угадали сценарий ситуации или вспомнили реальную ситуацию-причину нашего сегодняшнего состояния, точка сборки возвращается на место, а тело центрируется. Если нет, значит нужно подобрать другой сценарий по тем же ключевым зонам, и, как только мы угадаем, на какую ситуацию среагировало тело, точка сборки вернется на место (в назначенное ранее начало отсчета).

 Можно сказать, мы помогаем телу понять, что оно делает что-то не то. Когда мы угадываем ситуацию-причину состояния тела, тело сравнивает ее с тем, что происходит сейчас, понимает, что его реакция связана совсем с другой ситуацией и не соответствует происходящему. После этого механизмы саморегуляции «выключают» неуместную сейчас модель поведения (эмоционального и ментального состояния) и находят более подходящую модель поведения или вырабатывают новую.

6. Результат выполнения этой техники будет стабильнее, если с помощью регрессных техник найти ситуацию, в которой такая схема активности ключевых зон появилась и сформировалась как шаблон поведения (реакции на подобные ситуации).

Чтобы узнать, когда это случилось, мы спрашиваем об этом тело, ведем обратный отсчет по годам и наблюдаем за движением точки сборки. Она возвращается «на место» в тот момент, когда и случилась та самая ситуация-первопричина.

Допустим, мы досчитали до 10 от сегодняшнего момента, и точка сборки вернулась на место. Это означает, что 10 лет назад все было нормально, и еще не было той рефлекторной модели поведения, которую тело использует сейчас. Значит, ситуация-причина нашего сегодняшнего состояния случилась 9 лет назад. Зная схему ситуации и время, когда она случилась, гораздо легче вспомнить реальную ситуацию. После этого мы получаем возможность реагировать на то, что происходит сейчас, а не 9 лет назад.

 Такое взаимодействие с телом очень напоминает игру в прятки. Наша задача – заметить активные ключевые зоны и угадать, на какую именно ситуацию в прошлом так отреагировало тело.

 

Ключевые зоны тела и эмоции, связанные с ними

Постановка рук. Точка сборки

Точка сборки. Послойная работа

 

  В начало