Аюрведа - древнейшая  наука об исцелении и долголетии, наука самооздоровления. Ей более 2000 лет. Аюрведа рассматривает человека как единство физического, психического и космического начал, родившихся из «чарующего ритма Вселенной»,  определяет здоровье как порядок, а болезнь - как беспорядок, и считает  неравновесие тела и ума причиной возникновения физических и психических болезней.

Суть аюрведической науки составляет учение о пяти первоэлементах. Оно состоит в том, что сознание есть энергия, проявляемая  в пяти главных началах (стихиях): Эфир (пространство), Воздух, Огонь, Земля и Вода. Эти пять стихий проявляются   в человеческом организме, как три первоначала, тридоша - вата (Эфир и Воздух), пита (Огонь и Вода), капха (Вода и Земля). Тридоша управляет всеми биологическими,  психологическими и физиологическими функциями  тела, ума и сознания, составляют основу психосоматического существования человека. (Васант Лад «Аюрведа для начинающих»).

В аюрведе своя анатомия, которая рассматривает физическую, психологическую и энергетическую  составляющие человеческого организма в их тесной взаимосвязи.  Она считает, что физиологические и психологические функции тела тесно переплетены. Любые изменения  физического и психологического состояния человека  происходят под влиянием различных факторов окружающей среды. С одной стороны, это объективные факторы, которые человек не может изменить (климатические условия, регион проживания, смена времен года). С другой стороны, это субъективные факторы, определяемые самим человеком – образ жизни, характер питания, условия быта, труда и другие аспекты жизни человека.

Жизнедеятельность тела поддерживается праной (дыханием жизни) и земной пищей, которые питают и наши эмоции. Вызвавшее болезнь неравновесие может скрываться в сознании или подсознании в виде  отрицательной эмоции. Эти эмоции (страх, зависть,  жадность и другие) через разум проявляются на телесном уровне выработкой токсинов, вызывающих  психосоматические заболевания. Иногда дисбаланс, вызывающий болезнь, формируется в теле (травма, поражение какого-то органа и др.), а затем проявляется в уме и сознании в виде соматогенных заболеваний.

Кроме того, Аюрведа говорит о том, что у человека  есть тонкое тело, которое состоит из 14 тонких энергетических каналов (Нади), функционирующих в тесной связи с чакрами, парасимпатической и симпатической нервными системами.

В аюрведе существует понятие конституциональных типов, которые определяются  соотношением вата-питта-капха в  конституции человека и определяют особенности телосложения, основные черты характера, предрасположенность к заболеваниям. С точки зрения аюрведы не может существовать диеты или лечения, одинаково полезной для всех. Диета, также как и лечение, должна назначаться с учетом конституционального типа каждого человека. 

Согласно Аюрведе недуг определяется в соответствии с его происхождением. Он может быть умственный, душевный или физический. Болезнь можно выявить по месту ее проявления, но зародиться она может совсем в другом месте. Вызвавшее болезнь неравновесие может скрываться в сознании в виде некоего отрицательного впечатления, а затем проявиться в уме, где истоки болезни могут лежать глубоко в подсознании в виде страха, раздражения либо привязчивости. Эти эмоции через разум проявятся затем на телесном уровне. Иногда дисбаланс, вызывающий болезнь, поначалу может возникнуть в теле, а затем проявиться в уме и сознании.

В Аюрведе есть множество способов диагностики состяния человека: по пульсу, языку, лицу, губам, ногтям, глазам и другие.

 Способы лечения заболеваний определяются не по внешним симптомам, а в соответствии с причинами возникновения болезней (нарушение баланса дош) и направлены на восстановление внутреннего баланса в организме человека не только на физическом уровне, но, в первую очередь, на уровне сознания.

Методы и процедуры Аюрведы направлены на диалог с телом (на всех уровнях), и почти все они направлены на очищение тела или снятие отрицательных эмоций и релаксацию. 

Аюрведа - это древнейшая наука, жизненная философия. Это очень интересный и всесторонний взгляд на то, как мы устроены, как  мы сами можем сделать свои тело, разум и душу здоровыми, а жизнь гармоничной.
Состояние жизненных начала и их баланс не статичны. Они изменяются в  зависимости от времени года, образа жизни, физических, эмоциональных и ментальных нагрузок. которые мы испытываем.
Какие-то ситуации требуют большего количества ветра, какие-то большего количества огня или слизи. Но, в любом случае, жизненные начала сами должны быть "здоровы" (не должно быть их расстройств) и  должен обеспечиваться их баланс, оптимальный в данной ситуации.

Психологическая биодинамика позволяет работать с  жизненными началами и балансом жизненных начал:

- выявляет ситуации-причины расстройств жизненных начал, уровень. на котором начались эти расстройства (физический, эмоциональный или ментальный) и восстанавливает их свойства

- выявляет ситуации-причины и уровни, на которых произошло нарушение баланса жизненных начал и восстанавливает этот баланс.
Такой подход очень эффективен при различных симптомах, указывающих на расстройства жизненных начал и нарушение их баланса.

Вот, для примера. некоторые состояния и их связь с расстройствами жизненных начал:

- тревожность, вегето-сосудистые расстройства, тахикардия, блуждающие боли, бессонница и другие нестабильные состояния являются симптомами избытка (расстройства) ветра

- несварение пищи, повышенная утомляемость, ощущение холода,
отсутствие радости могут быть признаками недостатка огня

- сонливость, лень, отечность, ноющие боли, излишняя медлительность, забывчивость могут быть проявлениями избытка слизи

- гневливость, язвенная болезнь, гастрит с повышенной кислотностью  обычно связаны с расстройством огня и избытком ветра.

В этих и подобных состояниях нарушается  и баланс жизненных начал.

Дополнительная информация:

Психотерапия и специи

О простуде

 В начало