«Используй вещь, или ты ее потеряешь»
«Управляющий мозг. Лобные доли» Э.Голдберг

«Деменция - приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых … это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга.» (Википедия)

Болезнь Альцгеймера и другие виды деменции стали очень распространенными заболеваниями. Это медленные, постепенно прогрессирующие расстройства (атрофия связей между различными отделами мозга). Причем, наибольшему разрушению подвергаются участки мозга, которые ранее были активно задействованы, а теперь стали «невостребованными» или те, которые практически не были задействованы на протяжении жизни, особенно, если они когда-то подвергались даже незначительному травматическому воздействию.

Определенный упадок когнитивных способностей очевиден уже в возрасте 40-60 лет. Снижается способность к обучению чему-то новому (языку, сложной игре, новому виду деятельности, новой профессии). Становится хуже память (в 40-50 лет мы уже обычно не можем запомнить тот объем информации, который легко запоминали в школьные и студенческие годы). Кстати, способность к обучению, восприятию нового и память тесно взаимосвязаны. Когда человек, выйдя на пенсию, не может найти полноценной замены работе, и у него исчезает интерес к жизни, снижается общий уровень активности, это вызывает нарушение когнитивных функций, приводящее к необратимому изменению личности.

К сожалению, медицина относит деменцию к психическим заболеваниям. А это означает, что многие до последнего не обращаются к врачу (психиатру). Да и лечат ее обычно на неврологическом или психиатрическом, а не на когнитивном уровне.
Однако, все не так безнадежно. Наш мозг обладает уникальной способностью приспосабливаться и перестраиваться. Если какие-то нейронные связи нарушаются, но потребность в соответствующем виде активности есть, то образуются новые нейронные связи. Известны случаи, когда люди полноценно жили и работали с одним полушарием головного мозга. Например, Мишель Мак родилась с практически полностью отсутствующим левым полушарием мозга, но мере ее развития, правое полушарие взяло на себя функции левого – она научилась говорить, закончила среднюю школу. И, если человек, выйдя на пенсию, сумеет найти занятия, которые будут ему интересны (а это очень важно!) и обеспечат достаточно интенсивную нагрузку для мозга, то риск деменции значительно уменьшится. Люди, у которых пожизненно достаточно интенсивная нагрузка на мозг, практически не страдают деменциями.

И еще, чем раньше выявлены симптомы деменции, тем более возможна ее частичная или полная остановка или длительная ремиссия. Этого можно добиться, применяя лекарственные препараты, назначенные врачом-реабилитологом, специализирующимся на лечении деменций, и занимаясь когнитивной тренировкой по специально подобранной для каждого конкретного случая схеме. Самое главное – активное желание не сдаваться, возможность найти что-то новое и интересное, новые смыслы жизни.

Ранние симптомы деменций (изменение способностей по сравнению с прежним состоянием)

· неспособность принимать решения (болезнь Альцгеймера)

· снижение способности прогнозирования, планирования и предвидения, следования намеченному плану

· ухудшение памяти

· трудность в подборе слов, различные нарушения речи (афазии)

· неспособность построить фразу (трудности с глаголами), витиеватость речи и ее бессмысленность (ответ на вопрос не по существу)

· пространственная дезориентация, трудности в построении и запоминании новых маршрутов

· утрата спонтанности (страх, беспокойство перед поездкой, невозможность быстро сделать что-то незапланированное ранее)

· потеря навыков мелкой моторики рук и пальцев, затруднения в движениях и жестах, трудность (невозможность) начать движение (болезнь Паркинсона)

· снижение воли, инициативности, интереса к окружающему миру

· изменение эмоционального фона и уровня эмоций

· изменение характера, поведения, образа жизни в сторону снижения активности (избегания общения с другими людьми), утрата прежних интересов и увлечений

· снижение интеллектуального уровня

· неспособность адекватно оценивать изменения своего состояния (анозогнозия), восприятие их как должного, нежелание сопротивляться этим изменениям.

Зачастую эти изменения, указывающие на начало развития деменций объясняют возрастными особенностями: «с возрастом у всех портится характер, и память становится хуже..», то есть, их объясняют изменениями характера, особенностями личности, не задумываясь о том, что такое изменение личности вызывается различными нарушениями в работе мозга, особенно, его лобных долей.

Причины деменции:

1.Травмы головы хоть однажды были практически у всех. В большинстве случаев даже при, так называемой, легкой травме головы полное выздоровление, как будто бы, происходит достаточно быстро. Движение, восприятие, способность говорить и даже память возвращаются к норме. Но закрытые травмы головы (ушибы, сотрясения мозга), в силу анатомии черепа, особенно влияют на лобные доли, нарушая их кровообращение и характер нейрональных связей (создание новых, поддержание актуальных и расформирование неактуальных связей). И многие люди после этого постепенно начинают меняться – одни становятся пассивнее и безразличнее, другие – капризнее, эмоциональнее, импульсивнее. Это отражение легких повреждений лобных долей. Лобные доли также играют основную роль в поддержании активности, управляющим центром мозга.

Такие же последствия могут возникать и после незначительных родовых травм, и тем более, после серьезных травм (сотрясения мозга, открытые черепно-мозговые травмы и др.).

Последствия даже незначительных травм могут проявиться через много лет после момента травмы.

Симптомы повреждения лобных долей:

· ухудшение проницательности, контроля за своими эмоциями и поступками, предвидения последствий

· нарушение социального взаимодействия

· утрата способности сравнения результата действия с первоначальным намерением и оценки своего состояния (анозогнозия)

· трудности при переключении от одной деятельности к другой

· появление умственной ригидности, утрата гибкости мышления

· расхождение между формальным знанием и способностью использовать его для целенаправленного поведения (навыком)

· трудности в начале и/или завершении действия

· появление безразличия - «псевдодепрессия», которая отличается от «нормальной» депрессии отсутствием эмоций

· повышение внушаемости (такие люди чаще становятся жертвами мошенников).

Нейробиодинамические техники позволяют устранить (минимизировать) последствия даже старых травм и снизить их негативное влияние на функции мозга. Кроме того, они позволяют улучшить работу сосудистой системы, в том числе, сосудов головного мозга. Они эффективны как профилактическое средство, так и как вспомогательные, наряду с медикаментозной терапией.

2. Резкое изменение привычного режима работы мозга на длительный период или постоянно.
Например, выход на пенсию, действует на мозг примерно так же, как прекращение постоянных интенсивных тренировок на мышцы. Если обычно основная нагрузка на мозг была связана с выполнением рабочих функций, то после выхода на пенсию те области, которые были связаны с работой остаются практически невостребованными и постепенно теряют работоспособность.

3. Нарушения мозгового кровообращения - последствия травм головы, переутомлений, стрессов, микроинсультов и инсультов. Стресс вызывает постоянное повышение тонуса стенок сосудов - сосудистый спазм. Ведь наша реакция на стресс: «беги или бейся». Это рефлекс, не предполагающий размышлений и выбора способа реагирования, и для этого рефлекторного действия организм обеспечивает повышенный приток крови к легким и сердцу, обедняя кровообращение участков головного мозга, отвечающих за социальное поведение человека: формирование поведенческих моделей, обучение, планирование, общение с другими людьми, в том числе, речевые центры мозга. В результате нарушаются нейрональные связи в этих зонах мозга и между различными отделами мозга.

4. Отсутствие интереса к жизни и получения удовольствия от нее. Интерес к жизни и получение удовольствия он нее способствуют выработке гормона счастья (дофамина/допамина), который, в свою очередь, необходим для обеспечения когнитивной деятельности – он стимулирует выработку миелина, обеспечивающего устойчивость нейрональных связей. Нехватка радости, интереса, удовольствия, потеря смысла жизни снижает уровень этого нейромедиатора и вызывает ухудшение когнитивных функций мозга, разрушая существующие связи (утрата существующих навыков) и не позволяя создавать новые (неспособность к обучению и восприятию новой информации)

5.Алкоголизм
Алкоголь разрушает (иссушает) клетки мозга, в буквальном смысле слова, разрушая личность. Вот что пишет об этом акадеик Ф.Г.Углов:

"Я уж не буду подробно описывать страшную картину «сморщенного мозга» (у большинства просто выпивающих людей на вскрытии мозг сморщен, резко уменьшен в объёме, мозговые оболочки отечны, сосуды расширены, а извилины мозга просто сглажены), но при более тонком исследовании выясняется, что изменения в нервных клетках такие же резкие, как и при отравлении очень сильными ядами. Эти изменения необратимы. Что неизбежно сказывается на умственной деятельности. При этом страдают прежде всего самые высшие, самые совершенные функции мозга, а низшие — примитивные, приближающиеся к подкорковым рефлексам, сохраняются дольше. Поражения головного мозга, вызванные алкоголем, можно сравнить с травмами черепа. Изменения, происходящие в мозге людей, употребляющих алкоголь, нельзя расценивать иначе, как грубые анатомические изменения, которые ведут к ослаблению и выпадению отдельных функций мозга и к ухудшению работы всей центральной нервной системы."  ©Ф.Г. Углов "Правда и ложь о разрешённых наркотиках"

Тесты на наличие признаков деменции

Изменения, вызванные начинающейся деменцией, обычно почти незаметны и списываются на возраст. Стала подводить память, трудно освоить что-то новое, не хочется общаться… «А что вы хотите? Сколько вам лет-то?» Тем более, что примерно такие же признаки могут появляться на фоне сильного стресса или длительного переутомления.

Как можно выявить признаки деменции, чтобы не списывать их на возраст или переутомление, и понять, что нужно обратить внимание на свое состояние или состояние своих близких и обратиться к специалисту? Для этого существуют достаточно простые тесты:

· Тест А. Р. Лурия: делать противоположное тому, что показывают (« я поднимаю кулак - вы поднимаете палец, и наоборот»). Это тест позволяет выявить дисфункции лобных долей.

· Висконсинский тест сортировки карточек: испытуемый должен распределить карточки с простыми геометрическими рисунками в соответствии с простым правилом, который он должен угадать (правило заранее не раскрывается). Как только это правило будет найдено, оно меняется, и испытуемый должен найти новое правило и т.д. Это тест на гибкость мышления (подбор вариантов).

· Тест Стуруа: испытуемый смотрит на список названий цветов, напечатанный несоответствующими цветами (например, слово «красный» написано зеленым цветом), и его задача – назвать цвета, вместо чтения слов и наоборот. Это тест на гибкость мышления.

· Тесты, применяемые в группе функциональной нейрохирургии НИИ им. Бурденко (Москва, госпиталь Бурденко):

1. Назвать себя по имени, отчеству и фамилии, назвать свой возраст

2. Сказать какое сегодня число, день недели, время года

3. Сложить пальцы рук также, как это делает тестирующий, повторить положение рук тестирующего (координация и пространственная ориентация, способность к осознанной жестикуляции)

4. Прочитать небольшой рассказ и пересказать его («рабочая» память, понимание смысла прочитанного и способность связно его изложить)

5. Выполнить в уме простое арифметическое действие (логика, счет)

6. Сложить кубики (6 шт.) с разноцветными гранями также, как их складывает тестирующий (логика, координация, обработка визуальной информации, планирование)

7. Несколько раз расписаться на листе бумаги (наличие затруднений в начале действия)

8. Еще раз пересказать рассказ п.4, не читая его заново (долговременная память)

Эти тесты выявляют наличие нарушений в различных отделах мозга, связанных с выполнением тех или иных функций. После выявления нарушения в определенных областях мозга составляется программа  когнитивных тренировок. Особенность ее в том, что она направлена не на прямое восстановление нарушенных функций (тренировку памяти при ее нарушениях или тренировку нарушенных видов двигательной активности), а на тренировку конкретных областей мозга за счет других (новых) видов деятельности. Эти упражнения улучшают работу больших областей мозга, усиливают общие функции мозга, способствуют созданию новых нейронных связей, давая тем самым возможность для поддержания существующих нейрональных связей и создания новых (сохранение прежних навыков и приобретение новых).

Например:

· занятия дизайном (тренируют пространственное воображение) и тренировка тактильной чувствительности защищают (укрепляют) теменные доли мозга

· творческая писательская деятельность или ведение дневников, декламация, пение, чтение вслух - тренируют функции речи, защищают (укрепляют) височные доли мозга

· занятия планированием, принятием решений, логические игры, защищают (укрепляют) лобные доли мозга

· наблюдение различных предметов и их идентификация, рисование, смена маршрутов движения, путешествия укрепляют затылочные доли мозга

· упражнения на координацию, особенно, скрещенные движения (даже самые простые, например, лежа дотянуться правым локтем до левого колена и наоборот), способствуют укреплению практически всех отделов мозга/

Если вы иногда замечаете у себя какие-то из признаков, перечисленных выше, это не диагноз, но эти упражнения помогут восстановить/ улучшить функции мозга и станут хорошей профилактикой деменции.

Еще один немаловажный для деятельности мозга фактор – хороший сон в достаточном количестве. Дело в том, что во время сна восстанавливаются клетки мозга, запускаются механизмы очищения, выводящие вредные вещества, накопленные в период бодрствования, активизируется память, во сне мозг изучает и усваивает новое, консолидируя информацию и опыт, полученный в ходе двигательной активности (издание «TheJournalofNeuroscience»).

Еще один способ профилактики и помощи дает восточная медицина. С ее точки зрения деменция- это специфический дисбаланс основных жизненных начал: ветра, огня и слизи, который, как правило, связан с избытком ветра. Для того, чтобы уменьшить или устранить этот дисбаланс можно добавить в рацион продукты, а, главное, специи и пряности, обладающие свойствами

· уменьшения (нормализации) ветра - например, фенхель;

· усиления огня (если симптоматика соответствует недостатку огня – вялость, усталость, апатия, несварение) - кумин, корица, тмин, мускат, кардамон, гвоздика; и особенно пищеварительного огня, дающего жизненную силу, улучшающего пищеварительные процессы и работу иммунной системы - фенхель и имбирь.

· уменьшения огня – мята, фенхель (при избытке огня - повышенное давление, раздражительность, гневливость, повышенная кислотность)

Эти специи хорошо помогают и в стрессовых ситуациях, а также при усталости, снижении иммунитета, повышенном газообразовании и несварении, отсутствии аппетита.

Что делать для профилактики или если у кого-то из ваших близких есть признаки деменции?

Следить за своим когнитивным состоянием и состоянием сосудистой системы, нормализовать режим сна и питания. Свойства продуктов и специй должны восстанавливать баланс жизненных начал в вашем организме и подбираться с учетом вашего состояния.

В ситуациях, предполагающих резкое длительное снижение активности мозга (увольнение с работы, выход на пенсию) найти занятия, позволяющие обеспечить регулярную интенсивную нагрузку на мозг. Желательно, чтобы они были интересными и требовали осваивания новых навыков и знаний, планирования, общения с людьми.

При появлении первых устойчивых признаков деменции обратиться к врачу, который специализируется на работе с этим заболеванием и может назначить адекватное медикаментозное лечение и, возможно, подобрать вариант когнитивной тренировки.

Какие-то из признаков деменции могут на время появляться на фоне сильного стресса или переутомления, но после окончания напряженного периода или курса восстановительного неврологического лечения они «исчезают». Слово «исчезают» взято в кавычки потому, что следствием этих процессов может стать появление зон риска в головном мозге, которые будут наиболее уязвимы в критических ситуациях, и с которых может впоследствии начаться деменция. Если какие-то их этих признаков стали достаточно появляться регулярно – это серьезный повод обратиться к специалисту.

Нейробиодинамические техники позволяют устранить (минимизировать) последствия даже старых травм и снизить их негативное влияние на функции мозга. Кроме того, они позволяют улучшить работу сосудистой системы, в том числе, сосудов головного мозга. Они эффективны как профилактическое средство, так и как вспомогательный способ коррекции наряду с медикаментозной терапией.

Псхологическая биодинамика позволяет выявить и устранить причину стресса и его последствия, скорректировать отношение к жизни, найти новые смыслы жизни и является хорошим способом предупреждения деменции. Техники психологической биодинамики достаточно эффективны при работе с деменцией, особенно на ее начальных этапах. Основное условие для работы - желание самого больного.

Как обращаться с человеком, у которого диагностирована деменция?

На ранних стадиях, когда человек в состоянии понимать, что с ним происходит и хочет улучшить свое состояние или, хотя бы замедлить его ухудшение, полезна двигательная активность (в пределах разумного!), когнитивные тренировки, подобранные с учетом специфики появившихся нарушений когнитивных функций или направленные на улучшение общего состояния головного мозга. На этом этапе достаточно эффективным будет добавление в пищу специй и продуктов, способствующих восстановлению баланса жизненных начал. И, конечно же, необходимо внимание, забота и помощь близких, их контроль за поведением, активностью и изменением состояния больного.

На более поздних стадиях, когда человек уже не осознает происходящих с ним изменений, и его нельзя оставить дома одного, может понадобиться помощь сиделки, умеющей обращаться с такими больными. Они, действительно, могут многое забывать и разучиваются делать то, что всегда умели, не всегда понимая это. И им очень трудно с этим жить, так же как и их близким, от которых в такой ситуации требуется огромное терпение и любовь.

Возможное поведение человека при деменциях

Варианты поведения близких

Неоднократное повторение одного и того же вопроса, ответ на который тут же забывается

Переключить разговор на другую тему, отвлечь от этого вопроса

Забывчивость, теряются очки, вещи, документы, причем часто в этом «виноват» кто-то другой

Хранить важные документы в определенном месте, желательно недоступном для больного человека. Ему можно отдать копии документов, чтобы не думал, что они потерялись). Иметь запасные очки. Набраться терпения и не спорить, если вас «назначают виноватым» - они, действительно не помнят, когда последний раз брали эти документы (очки), но знают, что раньше они их обычно не теряли.

Забывают принимать лекарства

Если вы проживаете вместе – возьмите это под свой контроль – кладите назначенные на один прием лекарства на розетку и ставьте ее стол во время еды. Не забывайте проверять, съедены ли таблетки. Если вы живете отдельно, заведите контрольный лист (типа календаря), где будет отмечаться прием лекарств, если человек в состоянии справиться с этим сам. Или договоритесь с соседями, чтобы они контролировали прием лекарств. Или наймите сиделку. В любом случае постарайтесь, чтобы одновременно были доступны лекарства не больше, чем на 1-2 приема. Потому, что можно не только забыть принять лекарство, но и забыть, что ты его уже принял.

Страх перед любыми изменениями, особенно связанными с отъездом близких или поездками (даже перед выездом на дачу веcной), который может сопровождаться скачками давления, головокружениями и пр.  Ремонт или перестановка мебели может оказаться сильным стрессом, так же как и внезапный приезд гостей. 

Ели вам нужно уехать, постарайтесь не говорить об этом заранее, чтобы не было лишних волнений, и почаще звоните, пока будете в поездке.

Если предстоит поездка вместе с больным, желательно иметь под рукой назначенное врачом успокоительное. От вас на время сборов и до момента отъезда потребуется максимум спокойствия и терпения. Как только вы приедете на место, а, возможно, и сразу после выхода из дома, будет гораздо спокойнее.

И будьте готовы к тому, что теперь на сборы и даже на то, чтобы одеться, может потребоваться больше времени.

Могут заблудиться на улице, даже рядом с домом

Пусть в кармане верхней одежды (или в сумочке) больного всегда будет записка с именем больного и номером вашего телефона. Можно и адрес написать, но это все-таки рискованно.

Могут разучиться делать то, что всегда умели, даже застегивать пуговицы и молнию и завязывать шнурки. Нарушается координация и мелкая моторика, способность выстраивать последовательность даже простых действий.

Одежда должна быть максимально простой и удобной в плане застежек. И будьте готовы помочь в случае необходимости.

Могут злиться на то, что у них что-то не получается или вы их подгоняете

Постараться не подгонять их, даже, если время поджимает (быстрее, все равно, не получится). Лучше спокойно помочь сделать то, что составляет наибольшие трудности или сделать за них то, что не получается. «Хочешь помочь старику- сделай за него». И сказать им, что они очень нужны и любимы.

Не могут принять решение или что-то выбрать

Сделать этот выбор за них, но с их участием, составить и написать план действий

Устные предупреждения не открывать дверь чужим людям тут же забываются, велика вероятность стать жертвой мошенников или воров. Попытка запереть дверь так, чтобы ее было невозможно открыть изнутри, может вызвать агрессию и поиск другого выхода, например, через окно или балкон.

Повесьте на двери соответствующую записку и регулярно обновляйте ее, чтобы она обращали на себя внимание. Постарайтесь, чтобы дома не хранились большие суммы денег, ценные вещи и документы. Или они должны быть очень надежно спрятаны.

На поздних стадиях деменции возможны видения (врачи называют это галлюцинациями). Может казаться, что в помещении есть другие незнакомые люди, ползают насекомые, льется вода с потолка и др. Больной может не узнавать своих близких, особенно тех, кого не часто видит.

Больные могут выбрасывать вещи на улицу или наоборот, накапливать, в том числе, совершенно ненужные вещи

Не стараться доказывать, что ничего этого нет. Постараться не поддаваться панике. Просто теперь мозг больного человека работает как-то по-другому, и он по-своему, не так как мы, воспринимает этот мир. Поэтому спорить о том, чья картина мира правильнее, по меньшей мере, бессмысленно. Каждый видит что-то свое.

 

Не зря же говорят: «Старый - что малый»…

Но, внимание и забота не означают гиперопеку. Все, что человек в состоянии сделать сам – он должен делать сам, даже, если займет очень много времени, он что-то сделает неправильно, или намусорит. Особенно это касается навыков самообслуживания. Если  начать делать за него то, что он может сделать сам – этот навык быстро утрачивается и уже не восстанавливается. Другое дело, что надо постараться сделать это самообслуживание наиболее удобным  и простым с учетом изменившихся возможностей человека.

И, конечно, в таком состоянии человеку нужно максимум любви, заботы, понимания и принятия. Да, это очень сложно. Именно поэтому на поздних стадиях, когда больной не может сам сходить в магазин и приготовить себе пищу (если он живет один) или может оставить включенную плиту, или незапертую дверь, нужна помощь квалифицированной сиделки.

Да, это очень трудно, когда кто-то из близких страдает деменцией. Но понимание того, насколько человеку самому трудно быть в этом состоянии и понимать свою беспомощность в самых простых вещах, может придать сил, любви и желания помочь и поддержать…

И именно поэтому так важно обратить внимание на самые первые признаки, во-время начать соответствующее лечение и найти занятия, позволяющие сохранить или даже активизировать деятельность мозга. Варианты есть всегда.

И еще, вот это может помочь вам понять, что душа человека остается прежней, даже, если тело не позволяет ей проявляться как прежде:

КАПРИЗНЫЙ СТАРИК

Что ты видишь медсестра? Что ты видишь? Что ты думаешь, когда смотришь на меня? Капризный старик, глуповат…С непонятными укладом жизни, с отсутствующими глазами? Переводящий попусту еду? Когда ты кричишь "Давай старайся!" И кажется тебе, что он не замечает, что ты делаешь. Вечно теряющий носки или туфли? Ни на чем не настаивающий, но позволяющий тебе делать с ним все что угодно? День которого нечем заполнить, кроме как купанием и кормлением? Вот что ты думаешь? Это ты видишь? Открой глаза, медсестра. Ты не смотришь на меня. Я скажу тебе, кто я. Даже сидя здесь тихо, подчиняясь вашему распределению, питаясь по вашему желанию. Я все еще мальчик десятилетний, живущий с отцом и матерью, Братьями и сестрами, и мы все любим друг друга. Молодой юноша шестнадцати лет, с крыльями на ногах. Мечтающий встретить любовь свой жизни на днях. Жених, которому скоро 20 и у которого выпрыгивает сердце. Помнящий клятвы, которые обещал исполнить. А сейчас мне двадцать пять, и у меня есть свой малыш. Который нуждается в моем руководстве, охране и доме. Человек, которому тридцать! Мой малыш быстро вырос. Мы связаны друг с другом нерушимыми узами. А в сорок мои сыновья выросли и покинули дом. Но моя женщина рядом со мной и она не дает мне горевать. И вот в пятьдесят снова малыши играют у моих ног, Опять мы с детьми, моя любимая и я. Темнота сгустилась надо мной – моя жена мертва. Я смотрю в будущее и вздрагиваю от ужаса. Теперь я живу ради детей и ради их детей. И я думаю о годах... о любви, которая у меня была. Теперь я старик… и жизнь жестокая вещь. Издеваясь, заставляет старость выглядеть глупо. Тело дряхлеет и разваливается, величие и сила уходят. И теперь на том месте камень, где однажды было сердце. Но внутри этой дряхлой оболочки все еще живет молодой человек. И снова и снова сердце от стуков пульсирует. Я помню всю радость, я помню всю боль. И я люблю и живу! В этой жизни как прежде. Я думаю о годах, которых было так мало и которые пролетели так быстро. И я соглашаюсь с упрямым фактом, что ничто не может продолжаться вечно. Так откройте глаза ваши, люди! Откройте и посмотрите. Не капризный старик!

(Эту записку медсестра хосписа нашла под подушкой умершего старика)

В статье использованы материалы книги «Управляющий мозг. Лобные доли» Э.Голдберг)

 В начало