"Что мы делаем, когда делаем это?" или «Хотели как лучше, а получилось как всегда»

Потребности, мотивация, целеполагание,результат...
Наше поведение, так или иначе, связано с удовлетворением наших потребностей. Системные механизмы нашего поведения (их функциональные системы) можно кратко описать так: возникает какая-то потребность, мы ее осознаем (чувствуем), у нас самопроизвольно возникает мотивация на ее реализацию, и мы действуем наиболее оптимальным (для реализации этой потребности) образом. Если для реализации потребности нужно какое-то достаточно длительное время, мы составляем план по реализации этой потребности и постепенно его выполняем. В процессе удовлетворения потребности не возникает страхов и сомнений. Если что-то идет не так,  мы просто находим другой, более подходящий вариант действия. В результате удовлетворения потребности мы испытываем удовольствие, которое, в случае повторного возникновения этой потребности, становится стимулом к ее удовлетворению (положительным подкреплением). Так устроено нашей природой.

Например, потребность в пище и механизм ее удовлетворения:

  • Возникновение потребности
  • Осознание потребности (ощущение дискомфорта от чувства голода)
  • Появление мотивации к действиям по удовлетворению потребности («надо поесть»)
  • Формирование плана действий по удовлетворению потребности (целеполагание) (чего именно хочется, что для этого нужно сделать, какие продукты купить, какую пищу приготовить)
  • Начало деятельности для удовлетворения потребности (первый шаг) (выходим из дома, чтобы пойти в магазин за продуктами, или идем на кухню, чтобы начать готовить)
  • Деятельность по обеспечению удовлетворения потребности (покупка продуктов, приготовление пищи)
  • Удовлетворение потребности (достижение цели) (прием пищи)
  • Положительные эмоции от удовлетворения потребности (получения желаемого результата)
  • Деятельность по обеспечению удовлетворения потребности (покупка продуктов, приготовление пищи)
  • Удовлетворение потребности (достижение цели) (прием пищи)
  • Положительные эмоции от удовлетворения потребности (получения желаемого результата)

Но даже в отношении потребности в пище все может быть не так просто. На каждом этапе что-то может нарушить механизм удовлетворения этой потребности: «нужно есть строго по часам»,«сейчас не до еды», строгий рацион, что-то мешает процессу еды, после еды чувство сонливости или дискомфорт и т.д.

В отношении других потребностей обычно все еще сложнее. Мы часто откладываем действие, сомневаемся в своих силах, не доделываем начатое, бросаем все на самом финише, не замечаем результат или делегируем его оценку другим, отказываемся от него. И, главное, вместо удовольствия от получения результата мы чувствуем усталость и опустошение.

Можно сказать, что это "сбой настроек"  - мы хотим одно, а получаем другое; собираемся что-то сделать, но тянем время; получаем результат, которого добивались но не рады ему. И ведь мы этого не замечаем и даже не задумываемся, что что-то не так.

Оказывается, дело в том. что у нас практически не навыка осознания собственных потребностей – другие решают за нас, что мы «хотим»:"Ешь, что дают!", "Я лучше знаю..." Способ и время удовлетворения потребности мы тоже не всегда можем выбрать сами - другие "лучше знают», когда и что нам делать:» Сначала нужно учиться и стоить карьеру, а дети потом.». Мотивацией для нас служит страх, принуждение со стороны других людей, или мы заставляем себя сами. Целеполагание основано на страхе и уверенности, что ничего не получится. После этого о наших потребностях речь вообще не идет. Результаты получаем соответствующие....

Практика показывает, что механизмы мотивации, целеполагания, осознания и реализации потребностей начинают "ломаться" еще во время беременности и родов. Если потом родители не считаются с потребностями ребенка, не дают ему по мере роста и появления потребностей возможности научиться их самостоятельно удовлетворять, эти механизмы ломаются окончательно. В итоге человек утрачивает возможность жить своей жизнью – за него все решают другие и он действует в их интересах. Это приводит к отсутствию радости, чувства удовлетворения, инициативы и интереса к жизни, проблемам в обучении, невозможности сделать правильный выбор, возникновению различного рода зависимостей и заболеваний.

 Психологическая биодинамика помогает найти ситуации, ставшие причиной нарушения механизмов осознания и реализации потребностей, мотивации для их реализации, а также помогает восстановить эти механизмы. В результате появляется возможность жить в своих интересах, осознавать и удовлетворять свои потребности, самостоятельно строить свою жизнь.

 

  В начало