Почему-то новорожденных детей не считают за людей. Существует много «мифов» о них, которые поддерживает, а иногда и создает официальная медицина. Видимо, так всем проще. Кроме детей…

Вот некоторые их этих мифов.

1. Новорожденный ребенок должен закричать сразу после рождения. Если не кричит, надо добиться, чтобы закричал.

При естественных родах, когда пуповина не перерезается в первые секунды после появления ребенка, и ребенок сразу попадает к матери «тело к телу», он, как правило, не кричит. Он спокойно переходит на самостоятельное дыхание и находится в полной безопасности с матерью. Он может издавать какие-то звуки, но кричать изо всех сил ему незачем. Если ему быстро перерезают пуповину, он чувствует удушье. Когда его забирают от матери он не чувствует себя в безопасности. Вот от этого он и кричит.

«Первый крик – это “нет”! Это потрясение человека, которого убивают, насилуют это страстный, пылкий отказ от того, что на самом деле является жизнью!» (Фредерик Лебойе «За рождение без насилия»)

2. Новорожденный ребенок не чувствует боли.

В роддомах во время послеродовой обработки новорожденных в глаза обычно закапывают альбуцид (сульфацил натрия). Его же закапывают девочкам в вульву (это внешняя часть половых органов). Это достаточно болезненная и неприятная процедура даже для взрослых, которые уже умеют терпеть боль и знают, что она быстро проходит. Для новорожденного ребенка эта боль сильнее в разы, уже потому, что он ее чувствует впервые и абсолютно не готов к ней.

«Уже в 22-24-недельном возрасте у плода созревают основные анатомические и физиологические структуры, позволяющие чувствовать, передавать, воспринимать и осознавать боль. Как у доношенных, так и у недоношенных детей хорошо развиты механизмы передачи боли, однако антиноцицептивные механизмы недостаточно активны, поэтому новорождённые чувствуют и воспринимают боль даже сильнее, чем дети старшего возраста. Установлено, что болевой порог у новорождённого ниже, чем у взрослого, т.е. имеет место сильное восприятие боли (гипералгезия). Кроме того, боль у новорождённого носит генерализованный характер: любое местное повреждение или раздражение тканей вызывает ощущение боли также в близлежащих участках. Незрелость механизмов контроля боли делает недоношенных детей более ранимыми и беззащитными; чем менее зрел ребёнок, тем сильнее он чувствует боль и страдает от неё. Доказано, что повторяющаяся или острая кратковременная боль оказывает как непосредственные, так и отдалённые неблагоприятные влияния на состояние новорождённого.» (Н.Н. Володин, Г.Т. Сухих. Базовая помощь новорождённому - международный опыт. ГЭОТАР-Медиа,2008.. 2008)

И от этой боли ребенок тоже кричит. Она становится его первым ощущением в жизни, и во многом определяет впоследствии его отношение к жизни и к окружающим людям.
3. Новорожденный ребенок не отличает мать от других людей, ему все равно, рядом она или нет.
Сразу после рождения ребенок должен быть с матерью – это для него источник тепла, еды и безопасности в незнакомом и новом для него мире. Он абсолютно беспомощен и знает, что без матери ему не выжить, а отлучение от матери сразу после родов становится для него сильнейшим стрессом. Этот момент часто становится причиной детских страхов и «цепляния» ребенка за мать, когда он не отпускает ее от себя даже в 3-4 года, а то и в более старшем возрасте.

«Нахождение рядом с матерью помогает ребенку регулировать температуру его собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений. Разделение матерей и младенцев — это физическое лишение и эмоциональное испытание.

Матери всегда прекрасно знали то, что ученые еще только открывают — что отношения матерей и детей сердечны, взаимны, даже волшебны. Крик младенца вызывает выделение молока у матери, единственного совершенного молока для детей на земле. Кормление грудью сразу же после рождения ребенка ускоряет изгнание плаценты и защищает мать от кровотечения. Добавим еще, что во взгляде младенца и его прикосновении присутствует жизненная сила, необходимая для включения чувств и навыков, обеспечивающих успешное материнство. Детям необходимо слышать голос матери, изучать циклы ее сна, узнавать запахи ее тела и выражения лица. Детям необходимо знать, что с их матерями все хорошо.»(Дэвид Чемберлен. «Разум Вашего новорожденного ребенка»)

4. Новорожденный ребенок не может осознавать свои потребности.
Ребенок чувствует и понимает, когда он голоден, хочет пить, спать, когда ему холодно или страшно и т.д. Сообщить о необходимости удовлетворения актуальной потребности он может только криком, который окружающие его люди не понимают и считают, что он кричит, потому, что ему «положено кричать». Но, если задаться целью понять, чего именно хочет ребенок, то достаточно быстро можно научиться различать его крик, и окажется, что когда он голоден он кричит по-одному, а, когда у него мокрые памперсы - по-другому. Можно научиться задавать ему вопросы о том, что он сейчас хочет, и получать ответы на них.

5. Если новорожденный ребенок плачет, то его надо кормить.
У новорожденного ребенка есть не только потребность в еде, но и другие потребности. Чем больше стресс, связанный с рождением, тем больше потребность ребенка в безопасности и контакте с матерью.
Про мифы о грудном вскармливании более подробно в этой статье: 
"Кормить по первому требованию"

 

 

  В начало