- Дети меня раздражают, я с ними устаю…

 - Мне никто не помогает с ребенком, а я сама не справляюсь…

 - Бабушка перестала помогать с ребенком, бросила меня с ним одну…

 - Я плохая мать, я не понимаю, почему он плачет, я ничего не умею...

 - Няня уволилась и бросила меня с детьми, а я не могу с ними сама…

 Что происходит? Почему мать не может сама ухаживать за своими детьми, воспитывать их? Почему обязательно нужен кто-то посторонний, кому она готова передать значительную часть своих материнских функций, даже, если ей не нужно каждый день уходить на работу и работать целыми днями?
В таких (и похожих) ситуациях почти всегда возникает ощущение, что мать воспринимает детей не как своих. Она скорее готова, чтобы они были с кем-то, чем с ней, ей неинтересно играть в их игры, но она готова их учить, она готова выполнять советы и указания других людей (врачей, педагогов), а не выстраивать общение с собственный ребенком, чтобы понимать его, чтобы чувствовать, когда ему хорошо, а когда плохо т понимать, почему ему плохо. И, главное- у нее есть более важные дела, в которых дети мешают. Так бывает даже в отношении к детям, которых хотели и ждали.
Начинаю разбираться, и тело выводит на момент рождения, когда ребенка сразу после родов забрали от матери, не позволив им встретиться, побыть вместе, почувствовать друг друга, понять, что они теперь вместе по-другому, увидеть друг друга, почувствовать вкус, запах друг друга, посмотреть в глаза друг другу…

Эта разлука воспринимается и матерью, и ребенком как утрата. Природой устроено так, что ребенок СРАЗУ после рождения должен оказаться с матерью. Иначе он просто не выживет. Для него отсутствие матери- смертельная угроза. Для матери разлука с ребенком – утрата, отказ от него.
Ни одно животное не позволит забрать своего новорожденного детеныша и не подпустит никого к нему. Только человек  так «улучшил»  процесс рождения своих детей, что мать позволяет забрать у нее новорожденного ребенка, даже не пытаясь побыть с ним хоть какое-то время, разглядеть его,  подержать на руках, заявить о своих правах не него: праве заботиться, праве ухаживать, праве быть с ним. В этот момент ее материнский инстинкт буквально «взламывается», не имея возможности осуществиться - его подавляет инстинкт самосохранения, который говорит, что, если она начнет бороться за право быть с ребенком, требовать, чтобы ей его отдали, то будет только хуже. Мать частично теряет право быть матерью - другие ухаживают за ее ребенком, кормят его, решают, когда его принести к ней, а она не может быть с  ним, взять его на руки… Степень утраты права быть матерью зависит от отношения врачей к матери, уровня вмешательств в роды, времени до первой встречи с ребенком, времени пребывания в больничных условиях до выписки домой.
Речь идет о стандартных родах в роддоме, с раздельным пребыванием матери и ребенка после рождения ребенка. Если мать берет ребенка в руки сразу после рождения, если они вместе хотя бы первые 30-40 минут после его рождения, если он потом находится с ней в одном помещении, такого нарушения материнского инстинкта не происходит. И потом мать легче справляется с уходом за ребенком и кормлением – все происходит так, как подсказывает материнский инстинкт. Этот вариант ближе к естественным родам, и, главное, он позволяет завершиться родам - мать и ребенок встречаются в новом качестве, в новом пространстве, начинают общаться, и начинается жизнь Ребенка (сына, дочери) и жизнь Матери.

И мы начинаем по секундам восстанавливать воспоминания о рождении ребенка.
- Я ничего не помню…
- Давайте попробуем вспомнить. Вам показали ребенка после рождения?
- Да.
- Что вы почувствовали тогда?
- Я не помню…
- Вспоминайте. Вот акушерка держит ребенка в руках и показывает его вам. Вас спрашивают, мальчик это или девочка…
- Я говорю, что мальчик…
- Это просто мальчик или ваш сын?.. Что вы чувствуете?
- Просто мальчик. Ничего…
- А теперь включаем голову. Это же ваш ребенок? Даже, если вы под наркозом не чувствовали процесс рождения, вы его только что родили, да?
- Да…
- Теперь это ВАШ ребенок, ВАШ сын?
- Да теперь мой.
- Что вы чувствуете сейчас?
- Я хочу взять его на руки и прижать к себе…
- К сожалению тогда, сразу после рождения, такой возможности не было, но вы можете представить, что держите его на руках, что ваши ладони находятся между ладонями врача и телом ребенка, как будто врач держит его поверх ваших рук. Потом ребенка положат на пеленальный столик, запеленают (или оденут), отнесут в детскую палату, а вы все это время держите его на своих ладонях. Главное - не дать нарушиться этой связи, понять, что он никуда не исчез после родов, что это ваш ребенок, и вы знаете, что с ним происходит, и где он находится. И он чувствует, что вы с ним. И все это происходит с вашего согласия и по вашей воле. И так до тех пор, пока ребенка не принесут вам кормить, и вы не встретитесь с ним на самом деле, не почувствуете его прикосновение, не посмотрите на него.  Вы можете поговорить с ним, поздороваться, сказать, что он все правильно сделал, что он пришел к вам, что вы – его мама, а он – ваш сын. И так будет всегда, и никто не может этому помешать. И теперь вы можете быть вместе, даже, если вы не рядом. И, что пройдет совсем немного времени, и вы заберете его домой, потому что это ВАШ сын, и никто не сможет этому помешать. А еще очень хорошо попытаться вспомнить момент, когда вы с ним встретились глазами и побыть в нем подольше…
- …
- Вам по-прежнему нужно, чтобы кто-то вместо вас был с вашим ребенком? Или теперь вы и сами сможете?
- Теперь не обязательно.

P.S. И еще на эту же тему: 
Материнский инстинкт, или откуда берутся "токсичные" родители
Послеродовая депрессия.

     В начало