Родовые травмы, прививки  могут сказаться на работе практически всех систем организма ребенка, и стать  причинами нарушения мозгового кровообращения, появления  мышечного гипертонуса, развития ДЦП, аутизма, и других нарушений здоровья ребенка. Последствия родовых травм могут проявиться не сразу, очень часто они становятся заметны  к концу первого года жизни ребенка или даже позже.

Ранняя оценка состояния состояния кранио-сакральной системы ребенка и коррекция (при необходимости и в физиологически возможных пределах) последствий родов (родовых травм) является хорошей профилактикой заболеваний, выявляемых на первом году жизни,  в том числе, ДЦП и аутизма, или снижает степень их тяжести.

Общие показания к биодинамической коррекции  в раннем возрасте:

  • частные случаи аллергии, заболеваний органов дыхания;
  • вздутие живота, колики;
  • гипервозбудимость, нарушения внимания,
  • трудности с обучением;
  • речевые нарушения;
  • головные боли различной природы;
  • проблемы, связанные со зрением;
  • трудности роста, ;
  • нарушения осанки;
  • нарушение сна;
  • частые отиты;
  • задержка психомоторного и физического развития и другие последствия родовой травмы.

В перинатальной психологии существует такое понятие – диада. Это, когда  два живых организма имеют  общую физическую границу, общие органы, влияют друг на друга. Одна из особенностей диады – общие эмоциональные и физические границы и, соответственно, проблемы.

 Эмоциональные проблемы беременной женщины, как правило, сочетаются с повышенным тонусом мышц матки, что вызывает гипоксию у будущего ребенка, последствия которой могут неблагоприятно сказаться на здоровье ребенка. Продолжительный стресс изменяет  и общий для диады гормональный фон.  

На этом этапе психотерапия направлена на адекватное снижение тревожности беременной женщины, формирование взаимоотношений в диаде «мать-дитя», установление контакта с будущим ребенком.

После родов диадные отношения между матерью и ребенком сохраняются – ведь ребенок физически полностью зависит от матери. Но очень сильна и эмоциональная связь между мамой и ребенком.  Если повышенная тревожность сохраняется у женщины и после рождения ребенка, он это чувствует, капризничает, начинает болеть. Причем, при повышенной тревожности матери у ребенка чаще всего страдает пищеварительная система, а, если мама на фоне тревожности еще  себя сдерживает или старается делать все как можно лучше и правильнее, у ребенка чаще будут заболевания органов дыхания. Понятно, что, если у ребенка обнаруживаются проблемы со здоровьем, мама спокойнее не становится...

На этом этапе психотерапия направлена на снижение тревожности матери, на принятие ребенка (ситуации) в случае выявления у него серьезных проблем со здоровьем. Учитывая то, что времени на долговременную психотерапию у мам особых детей просто нет, применяются быстрые техники психологической биодинамики.

Диада «мать-дитя» формируется во время беременности и обычно  прекращает свое существование к 3 годам, когда у  ребенка появляется слово «Я», он начинает осознавать себя как личность и формировать свои личные границы. В случае с особыми детьми диадные отношения  мамы и ребенка длятся гораздо дольше, потому, что существует физическая зависимость ребенка от матери, и состояние здоровья ребенка очень зависит от эмоционального состояния матери, которое в этой ситуации зачастую (по определению) характеризуется повышенной тревожностью и гиперконтролем. И, если в итоге с принятием своего ребенка мамы особых детей, как правило, справляются успешно и замечают все его даже малейшие победы и достижения, то вот позволить ему максимум самостоятельности, в той области, где он может быть самостоятелен, достаточно сложно. Хотя бы потому, что не всегда удается вовремя заметить, что  ребенок уже может хоть что-то всегда делать сам и выделить эту область самостоятельности. В этом виноваты сложившиеся стереотипы восприятия и поведения – мы очень быстро привыкаем ко всему, но заметить небольшие изменения в привычном бывает очень сложно. Как только появляется  и закрепляется какой-то новый навык, ребенок должен это делать сам, пусть долго и не сразу получится, но сам. Конечно, в зависимости от самочувствия ребенка или от ситуации может возникнуть необходимость помочь ему, и тогда нужно помочь. Первые навыки самостоятельности станут началом формирования личности ребенка, построения личных границ и хорошим стимулом к обретению дальнейшей самостоятельности.

На этом этапе мамам можно посоветовать почаще находить хоть несколько минут для себя  и «включать» в себе ребенка – делать то, что хочется (а не то, что нужно) хотя бы в мелочах, может быть, даже какие-то глупости. Это – возможность отдохнуть и «перезагрузиться». Ведь это, действительно, тяжело все время делать только, что необходимо. Мама особого ребенка – это тоже человек, личность, и у нее тоже должно быть хоть какое-то только свое личное пространство. Такая разумная и своевременная сепарация позволит особому ребенку достичь максимально возможной самостоятельности и социальной адаптации.

У особых детей есть еще одна особенность (простите за тафтологию). В квантовой механике существует понятие «суперпозиции» – это способность частиц находиться в разных местах в одно и то же время. Об этом феномене подробно и доступно рассказывается  в фильме «Вниз по кроличьей норе». Суперпозиция может быть следствием механической травмы (перелома, ушиба, удара и т.д.) В случае травмы суперпозицией называется несовпадение видимого и ощущаемого  положений какой-то части тела. Суперпозиция может появиться и вследствие сильного эмоционального переживания.  Мы ощущаем это рассогласованное состояние  и  описываем его словами: «я вышел из себя», « я взорвалась», «чувствую себя разбитым», «сердце не на месте» и т.п.  На поддержание такого состояние тратится значительный ресурс организма, оно вызывает ощущение неясного дискомфорта, появляются неприятные ощущения  в теле, мы быстро устаем, может появиться почти постоянная раздражительность или апатия без всяких видимых причин.

Так вот, у особых детей часто обнаруживаются суперпозиции  частей тела, отделов нервной системы (в том числе, отделов головного мозга), внутренних органов.  Суперпозиция какой-то части тела является одной из причин нарушений тонуса сосудов и мышц в этой части тела и в расположенных в непосредственной близости к ней  внутренних органов. Гипертонус мышц  может вызвать формирование внутрикостных дисфункций в местах крепления мышц (сухожилий) к кости, которые впоследствии  и сами становятся причиной рецидивирующего гипертонуса мыщц.

Ушиб головы, травма основания черепа ребенка во время родов могут сопровождаться появлением внутрикостных дисфункций в месте травмы и суперпозициями отдельных костей черепа. Эти дисфункции могут вызывать напряжения  в мембранах головного мозга, входящих в кранио-сакральную систему, и являться одной из причин нарушения мозгового кровообращения и мышечного гипертонуса.

Коррекция состояния диады "мать-дитя" в целом возможна с помощью техник  психологической биодинамики, направленных на мобилизацию ресурса организма ребенка, обеспечение более гармоничного состояния матери. Такая коррекция, в сочетании с внутрикостными и суперпозиционными техниками, кранинио-сакральной терапией, коррекцией дисфункций нервной системы ( в физиологически возможных пределах), проводимая в комплексе с другими традиционными методами лечения особых детей, повышает эффективность этих методов, делает результаты более устойчивыми.

Статья опубликована на сайте ДЦП-КРУГ

Бесплатные консультации для  для родителей особых детей на форуме сайта dcp-krug.ru

В начало