Море. Пляж..

Родители "принуждают детей к купанию": "Ну что ты боишься?! Смотри, вон девочка плавает." А ребенок просто впервые видит СТОЛЬКО воды, которая еще и сама по себе шевелится. Ему нужно просто понять, что так бывает, насмотреться, наиграться с ней, и тогда они подружатся.

А рядом взрослые (выросшие дети) уговаривают свою пожилую маму зайти в воду:" Ну заходи скорее. Чего ты боишься? Смотри, вон девочка плавает." А она не не боится воды. Просто на дне крупная галька, а ноги уже не очень слушаются, и идти по этому дну больно. И страшно оступиться и упасть...

Дети, взрослые, старики*... Это совсем разные люди, с разным восприятием жизни, с разными задачами. Дети активно познают мир с чистого листа, узнают правила, которые в нем есть. И в этом им помогает любопытство . Они живут чувствами,а не разумом. Старики уже многое поняли про этот мир, и для них уже не так актуальны социальные статусы. Они просто чувствуют, когда происходит что-то не то, и говорят об этом окружающим. И в этом они очень похожи на детей. И поэтому они хорошо чувствуют и понимают друг друга. Взрослые "всё знают" - и, что им нужно, и как этого добиться, и как должны себя вести другие, особенно. дети и старики. На взрослых ориентируется общество, т.к. именно они обладают наибольшей способностью потребления по сравнению с детьми и стариками. И именно поэтому они (взрослые) часто чувствуют себя главными в этой жизни. А дети и старики для них становятся какими-то "недочеловеками", которые не то говорят, не то делают. "Ты еще слишком маленький.." "Да  зачем это тебе в твоем возрасте?"

А еще старики и дети схожи в том, что у них нет стабильного личного (жизненного ) пространства. У детей оно постоянно развивается и растет, а у стариков, наоборот, сужается по мере утраты каких-то возможностей... И именно поэтому их личное пространство требует особенно бережного отношения. " Быстро убирай игрушки и иди есть.", "Тебе надо уроки делать, а ты глупостями занимаешься". А ведь главная задача ребенка - игра, то есть, те самые "глупости". Через игру он познает мир, нарабатывает свои модели поведения, проигрывает различные ситуации. Если ребенку не давать доигрывать, он учится не доделывать важные дела. Он получает опыт неуважения к себе, понимает - то, что важно для него, ничего не стоит в глазах окружающих, и они могут все это разрушить. И его личное пространство становится менее комфортным и более замкнутым, тесным. Примерно так же взрослые относятся и к старикам - решают за них и не считаются с их системой ценностей:"Мама, ну что ты выдумываешь? Зачем ты это делаешь? Кому это нужно?." "Зачем ты все это наготовила? Я на диете, я не буду это есть." Старики умеют делать то, что умеют, а научиться чему-то новому для них практически невозможно. И они понимают, что они стали лишними, ненужными. И их личное пространство рассыпается еще быстрее..

И тем, и другим для того, чтобы выстроить/сохранить свое пространство, очень важно иметь возможность делать самостоятельно, что они уже/еще умеют делать, принимать решения, которые они могут реализовать, в том числе, и с помощью взрослых. А задача взрослых в отношениях с детьми и стариками - научить ребенка тому, что он хочет, но пока не знает как сделать; сделать для старика, то, что он считает нужным, но уже не может сделать сам.

Мы все начинались в детстве, и, если повезет, будем стариками. И, если в детстве мы как-то справились с тем, что нас считали "недочеловеками" и выросли, то в старости с этим уже не справиться... Просто нечем и незачем...

* В этом тексте "старик" - это не про возраст, а, скорее, про отношение  "взрослых" к тем, кто старше, кого они считают стариками.

 

  В начало