Зависимость – невозможность самостоятельно действовать в своих интересах, принимать и исполнять свои решения. Можно сказать, что зависимый человек находится под внешним управлением, без которого он просто не может обойтись. Он не представляет себя без этого, фактически не существует без этой зависимости. Она заполняет его жизнь полностью, становится ее «смыслом», обесточивает все остальные сферы жизни. У него отсутствует инициатива, интерес к окружающему и к тому, что он делает. Он может быть хорошим исполнителем, его можно заставить чего-то добиваться, но результат не приносит ему радости, а, скорее, лишь ненадолго снижает страх.

У зависимых людей активны все правые ключевые зоны тела и левая нижняя зона. Правые ключевые зоны D1 – чужие прогнозы, ожидания, D2 – планы по реализации этих ожиданий, D3 - контроль, D4 – отсутствие выбора, жесткие рамки. Левая ключевая зона S4 - страх.

Другие знают, что лучше (D1), и принимают решения (D2), которые необходимо выполнять под жестким контролем (D3). Зависимый человек не свободен, него нет других вариантов (D4), и ему страшно.от этой несвободы и от того, что он не оправдает чужие ожидания  (S4).

Основа зависимостей закладывается в раннем детстве. Это чужие решения, принятые за человека без учета его мнения, которым он не в силах противостоять. Они лишают его самостоятельности и грубо нарушают его личные границы.

Начало формирования зависимости

- Решения, принятые относительно ребенка во время беременности (ожидание ребенка другого пола, планирование будущей жизни ребенка) активизируют его правые ключевые зоны уже в процессе формирования тела и на физическом уровне закладывают основы несамостоятельности и зависимости от других людей: «Мы лучше знаем, каким ты должен быть, и что для тебя лучше.»

 - Вмешательства в роды (назначение времени родов, стимуляция родов, раннее перерезание пуповины, отлучение от матери, болезненная и неприятная послеродовая обработка и т.д.). Ребенок лишается права на получение первого опыта самостоятельности, принятия, выполнения решений и получение результата, который он может получить в процессе естественных родов. Он понимает, что окружающие сильнее, они не считаются с его интересами, и от него ничего не зависит.

Это вызывает усиление активности правых ключевых зон и активизацию ключевой зоны страха (левая тазовая область зона S4). Эта активность вызывает нарушение тонуса мышц, особенно ног и правой руки, сказывается на работе пищеварительной и дыхательной системы.

- Нежелание (неспособность) родителей считаться с мнением и потребностями ребенка с первых дней его жизни. За него все решают и не пытаются понять, что ему, на самом деле, нужно.

- Гиперопека – нежелание (страх) родителей давать ребенку возможность получить свой собственный опыт (« упадешь…, испачкаешься…, я быстрее.. я лучше..») лишает его интереса к жизни, подавляет у ребенка исследовательский инстинкт и инстинкт свободы. Ребенок становится «послушным и удобным», у него нет своих желаний и своего мнения. Он не может сформировать свои личные границы, у него нет личного пространства, в котором он может развиваться так, как это нужно ему.

Активность ключевых зон D1-4 и S4 в результате такого отношения родителей становится еще сильнее.

- Химические вещества, влияющие на иммунную систему и механизмы саморегуляции – вакцины, лекарственные препараты, алкоголь, никотин, наркотические вещества.

Так, например, вакцина от гепатита вызывает активизацию ключевой зоны D3, а АКДС активизирует все правые ключевые зоны и особенно зону D4.
Если все предыдущие ситуации активизируют ключевые зоны на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях, то вакцины, лекарства и другие химические вещества формируют эту активность на химическом уровне.

- Зависимость от мобильного телефона  - эта зависимость сейчас часто формируется уже у маленьких детей. Подробнее: О мобильниках Или кто в доме главный?

Эта зависимость также связана с активностью всех правых ключевых зон и зоны S4(страх).

В результате в теле образуется «встроенная» устойчивая модель поведения, которую невозможно изменить сознательно. Можно лишь пытаться выбрать форму зависимого поведения. Преодоление зависимости связано со значительными затратами волевого и физического ресурса и, главное, активизирует  те же ключевые зоны, что и зависимость. И именно поэтому, как только человек ненадолго снижает уровень своего противостояния зависимости, зависимость возвращается с новой силой.

Виды зависимостей – зависимые личные отношения, зависимость от мнения окружающих, зависимость от системы (профессиональной, медицинской и др.), трудоголизм, спасительство, перфекционизм, алкоголизм, курение, наркомания, игровая зависимость, зависимость от гаджетов и т.д.

Зависимый всегда боится потерять то, от чего он зависит. Он не может самостоятельно жить вне этой зависимости, она поглощает все сферы его жизни и становится сверхценностью, смыслом жизни.. Он боится потерять мобильный телефон. Ему страшно сделать свою работу недостаточно хорошо и потерять ее. Как бы ему ни было плохо в созависимых личных отношениях, он боится потерять их.

Когда человек теряет возможность быть зависимым, он пытается заменить прежнюю зависимость другой. Если он по каким-то причинам не может этого сделать, то оказывается в глубоком кризисе, который проявляется на всех уровнях – физическом, химическом, эмоциональном и ментальном.

Разные виды зависимостей могут сочетаться и «перетекать» одна в другую. Например, трудоголик в свободное от работы время может переключаться на алкогольную или игровую зависимость.

Психологическая биодинамика позволяет выявить причины зависимого поведения и  провести соответствующую коррекцию. Это дает возможность постепенно снизить уровень зависимости, выстроить личные границы, восстановить другие сферы жизни и систему приоритетов, вернуть нормальную, не связанную с зависимостью, мотивацию к деятельности и к жизни.

   В начало