О мобильниках. Или кто в доме главный?

Перечень разделов ↓

Раньше считалось невежливым и неприличным вмешиваться в разговор других людей и перебивать их. Когда появились мобильные телефоны, это правило каким-то странным образом изменилось. В живом личном общении оно по-прежнему актуально, а вот человек, который прерывает чужой разговор телефонным звонком, автоматически получает преимущество. И дело даже не в том, кто звонит, а в том, кто, прерывая разговор на полуслове, отвечает на звонок, показывая собеседнику, что не до него сейчас, есть люди и поважнее. Сейчас уже как-то научились извиняться и спрашивать разрешения ответить, хотя, это, скорее предупреждение: «Я отвечу». Когда мобильники только появились, об этом практически никто не задумывался. Они воспринимались как крутые престижные игрушки, и ими хотелось похвалиться при каждом удобном случае и без него. Я помню, как меня вымораживало в таких ситуациях, особенно, если я в это время общалась с близким человеком. Это воспринималось так же, как, если бы человек, с которым я разговаривала, вдруг на полуслове прекратил разговор, повернулся и пошел с кем-то другим.

Прошло время, мобильники и сама связь стали гораздо доступнее. У них появились дополнительные функции - они теперь и часы, и навигатор, и фотоаппарат и практически все остальное. На постоянно предлагают новые варианты этих «игрушек», а мы никак не наиграемся. Они все больше заменяют нам живое общение, а мы становимся зависимыми от них. И это не метафора. Реакция тела на мобильный телефон показывает все признаки зависимости на физическом, химическом и информационном уровне.
  • Если телефон находится в поле вашего зрения, большая часть внимания постоянно направлена на него. Вы можете это легко проверить. Положить на стол телефон и какие-то другие предметы и попросить кого-нибудь взять один из предметов. Если это будет телефон, вы это сразу заметите и, скорее всего, даже почувствуете намерение его взять. На какой-то другой предмет такой реакции не будет, и вы, скорее всего, не сразу поймете, какой именно предмет забрали.
  • При одной мысли о том, что телефон потерялся, начинается паника. Она объясняется тем, что там контакты и все такое. Но, если страшно именно это. почему не делать регулярно резервные копии или не дублировать информацию каким-то другим способом? Значит, дело не в информации, а в отсутствии самого телефона?..
  • Попробуйте обойтись без мобильника хотя бы сутки, особенно, если он постоянно с вами. Выберите день, когда мир точно не рухнет без вас, и попробуйте. Скорее всего, будут такие симптомы, как тревожность, постоянные автоматические попытки найти телефон, напряжение, раздражительность, вплоть до агрессии, невозможность сконцентрироваться на какой-то деятельности и т. д. Это симптомы начала ломки. Может появиться желание больше курить или выпить спиртного, чтобы «успокоиться», а это уже попытка заменить одну зависимость на другую, что не отменяет наличия зависимости как таковой.
  • Мобильник постоянно заставляет нас быть настороже и наготове. А это совершенно не полезное для здоровья состояние постоянного стресса. С одной стороны, он создает иллюзию возможности тотального контроля (за подчиненными, близкими..), а с другой, сам же ее и разрушает, когда, например, абонент недоступен. Уровень стресса, который связан с мобильником, достаточно высок, особенно, если хотя бы 2-3 раза в жизни разговор по мобильному был связан со стрессовой ситуацией. Потом вырабатывается условный рефлекс, который надежно связывает мобильник с тревожностью и даже его присутствие рядом вызывает фоновый стресс.
  • 5И главное, ради чего я пишу этот пост - дети.
    • Родители часто практически не расстаются с телефонами. Без объяснений и предупреждения просто прерывают общение с ребенком, чтобы ответить на звонок. В то же время, его попытка привлечь внимание во время телефонного разговора просто игнорируется или вызывает агрессию: «Я тебе говорила, не смей со мной разговаривать, когда я говорю по телефону!!» (С)
    • В результате, ребенок понимает, что телефон для родителей дороже и важнее его, а он им не нужен. Вещь важнее человека.
    • Ребенку трудно вырабатывать адекватные коммуникативные навыки. Для ребенка до 3 лет мать – это способ связи с миром. Пока у него нет понимания своего «Я» и своих оценок происходящего, он воспринимает окружающее через нее. Она рассказывает ему о том, что происходит вокруг, показывает ему варианты реагирования, на базе которых он будет строить свои модели поведения. А когда она "в телефоне" и не реагирует ни на него, ни на то, что происходит вокруг, он не получает этой базы его познавательная деятельность просто блокируется. Если маме это не интересно, значит, оно и мне не нужно.
    • Ребенок понимает, что телефон не только главнее его, но он еще и управляет родителями, которые все бросают, чтобы как можно скорее ответить на звонок или прочитать сообщение. Значит он – главный в семье. И, естественно, после этого ребенок начинает «дружить» и общаться с телефоном, а не с родителями, а их это вполне устраивает, им так спокойнее. Вот только ребенок при этом испытывает дефицит нормального общения, лишается возможности познавательной деятельности и становится зависимым. Какую форму эта зависимость может принять потом (алкоголизм, трудоголизм, игромания, наркомания….), никто не знает. Но сама она, скорее всего, не исчезнет.