Индивидуальные семейные расстановки

Перечень разделов ↓

В процессе психологического консультирования по семейным проблемам, я часто использую игрушки для диагностики состояния семьи и выявления проблем, существующих в ней.

Эта проективная техника основана на  методе  Берта Хеллингера, который дает возможность увидеть причину дисбаланса  семьи и позволяет семейной системе самой прийти в наиболее гармоничное и  сбалансированное состояние. Это самое важное условие расстановки – никто не имеет права вмешиваться в этот процесс и вести его «в нужную сторону», даже ведущий. Они основаны только на наблюдении и понимании процессов, происходящих в семейной системе.

Так что же происходит во время расстановки?

Собирается группа, один из участников которой хочет разобраться в своих взаимоотношениях с другими людьми, например, с членами своей семьи. Он кратко описывает проблему, определяет круг людей, имеющих отношение к ней, и назначает на их роли членов группы по своему выбору. После этого, он расставляет членов группы так, как ему хочется, и становятся видны реальные отношения и связи между действующими лицами расстановки.

В процессе расстановки ее участники пытаются найти наиболее комфортное для них место относительно других участников, ориентируясь только на свои ощущения. В результате все участники занимают места, которые для них наиболее комфортны, а  в реальности это гармонизирует взаимоотношения между реальными людьми, на роли которых назначались участники группы.

Таким образом, расстановка позволяет выбрать новую реальность для всех ее действующих лиц, т.е. это очень серьезная процедура,  а не просто невинная игра. Качество расстановки очень во многом зависит от того, насколько "чисто" она проводится - все должно произойти само, основной ориентир- ощущения участников, и никаких выводов, поиска виноватых, прогнозов, рекомендаций и п.

 Берт Хеллингер говорит, что семейная система живет по следующим законам:

1. Закон принадлежности к родовой системе.

Семья является системой, в которой каждый связан со всеми. Эта связь проявляется между всеми всех поколениями семьи, в том числе и с умершими родственниками. Более того,  Хеллингер включает в «ближний круг» и тех людей, которые, не являясь кровными родственниками, каким-то образом оказали влияние на жизнь членов семьи. В гармоничной семейной системе существует поток родовой энергии, который идет от предыдущих поколений к следующим.

Нарушения этого закона - вытеснение из  восприятия членов ближнего круга:

  •  тех, с кем какое-то время были близкие отношения
  • в результате разрыва отношений после развода или серьезного конфликта;
  • неродившихся  из-за аборта или выкидыша детей и др.

Следствием нарушения этого закона является нарушение движения энергии рода, которое может вызывать заболевания, неудачи в семейной жизни, повторяющиеся в нескольких поколениях, Считается, что неродившиеся дети, исключенные из ближнего круга, забирают энергию у своих живущих братьев и сестер, что может быть причиной их болезней, девиантного поведения, склонности к появлению зависимостей и т.д.

2.      Закон порядка.

Жизнь идет из прошлого в будущее. Тот, кто был  раньше, дает жизнь следующим поколениям и поэтому его место важнее и главнее в иерархии семейной системы по сравнению с последующими поколениями. В этой структуре, которая называется родовым деревом, каждый имеет свое место, которое наиболее гармонично и комфортно для него и других членов системы.

Нарушение этого закона  происходит при подмене ролей членов семьи:

  •  дети неуважительно относятся к родителям, присваивая себе право «воспитывать» их, и занимая, таким образом, место их родителей, т.е. своих бабушек и дедушек. Пятая библейская заповедь: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле»,- требует от нас почитать своих родителей и за это обещает нам всякое благополучие и долгую жизнь. Пятая заповедь – это наше здоровье, и материальное благополучие. Любое неуважение, агрессия по отношению к родителям  - это удар в самый корень своего материального бытия, здоровья и благополучия, что непременно передается потомкам:
  • мать просит у своей взрослой дочери, чтобы та родила ей, наконец, внука, которого она сама воспитает, а дочь может продолжать строить карьеру. Таким образом, бабушка занимает место матери ребенка, не дает им выстроить свои отношения, мешает их энергообмену.
  • символический брак матери и сына или дочери и отца, когда родители фактически занимают места будущих супругов своих детей, в результате чего у детей не складываются семейные отношения.
  • родители занимают место своих детей, не давая им делать то, что дети уже могут и должны делать сами: делают за них уроки, выбирают им друзей, профессию, работу, супругов и т.д.

 3.  Закон баланса.

Любая система стремится к балансу (равновесию) энергообмена. Если кто-то из членов семьи больше отдает, чем получает, он теряет свою энергию. Если кто-то больше получает, чем отдает, у него возникает агрессия и комплекс вины по отношению к дающим. Он чувствует это нарушение баланса - оно мешает ему выполнять свою роль, занять свое место в системе. Поэтому так важно, чтобы каждый из членов семьи с детства имел и выполнял свои посильные семейные обязанности.

Соблюдение этих законов обеспечивает наиболее гармоничную жизнь каждого из членов семейной системы и всей семьи в целом. Нарушение этих законов вызывает дисбаланс в системе семьи, который может проявляться в виде болезней членов семьи, проблемах в разных сферах жизни - неудачах в бизнесе, семейной жизни  и т.д. Причем, эти проблемы часто повторяются из поколения  в поколение и не всегда есть у их «виновника». Как правило, расплачиваться приходится другим членам семьи, другим поколениям, хотя они обычно даже не догадываются, в чем причина их неблагополучия.  

Вы можете сами проанализировать, как выполняются эти законы  в вашей семье. Если вы увидите, что есть нарушения этих законов и решите после этого что-то изменить, помните одно правило: изменить вы можете только себя, но не других членов семьи, однако, изменения, произошедшие в вас, отразятся на все членах вашей семьи.

Чаще всего сейчас можно встретить предложение групповых расстановок по Хеллингеру. Правда, опытные расстановщики считают, что расстановку по Хеллингеру может сделать только Хеллингер. Ведь расстановка - это не просто назначение ее участников на роли, это еще и внутреннее наполнение происходящего, которое во многом зависит от  личности тренера. 

Я принимала участие в групповых расстановках  у достаточно опытных тренеров, слышала отзывы о расстановках, в которых участвовали мои коллеги, знакомые. Могу сказать, что расстановки, действительно, работают, но сама общепринятая техника исполнения у меня вызывает определенные сомнения.

  • Обычно участники расстановки, а и зачастую и тренеры, не задумываются о глубинной сути происходящего. А ведь это вмешательство в жизнь других людей без их ведома. Более того, члены группы, исполняющие роли в расстановке, вторгаются (в буквальном смысле этого слова) на тонком плане в тех, чьи роли они исполняют и часто привносят туда что-то свое, изменяя тем самым, и свою жизнь, и жизнь того человека, чью роль они играли.
  • Традиционный вывод участников из роли с помощью слов: «Ты больше не мама. Ты – Оля.», - не дает полного разотождествления исполнителя роли с тем, чью роль он исполнял. Я почувствовала это на себе физически, и  мне пришлось  потом достаточно долго избавляться от этого ощущения. Но ведь многие этого не чувствуют и не задумываются о том, что после расстановки, в которой они исполняли чью-то роль, их личность тоже меняется – в ней остается частица личности того человека, чью роль они исполняли. А это очень не полезно для здоровья, в ом числе, и физического. иммунная система на это может очень по-разному реагировать.
  • Зрителям в процессе расстановки тоже «достается». Особенно, если им близка ситуация, по которой проводится расстановка (я на себе прочувствовала это некомфортное состояние).
  • Очень часто тренер ведет себя в процессе расстановки директивно, указывая, кто и что должен сделать или сказать, т.е. берет на себя смелость  решать судьбы других людей, в то время как семейная система должна сама, с помощью своих механизмов саморегуляции, прийти в новое сбалансированное состояние.
  • Проведение расстановок на денежные потоки, на карьеру и т.д., может вызвать дисбаланс в других сферах жизни человека, который их заказал.

 С учетом этого:

  • я делаю индивидуальные диагностику семьи на игрушках, направленную на диагностику отношений в семье. Ведь семья - это единый организм, и все члены семьи чувствуют состояние каждого, а изменение в жизни одного члена семьи вызывает изменения в жизни других ее членов. В процессе участвуете только вы и ваши ощущения.
  • весь процесс диагностики и коррекции строится на ваших ощущениях – насколько для вас комфортно или некомфортно то или иное расположение фигурок. Возможно применение биодинамических техник, направленных на центрирование семей ной системы. Моя задача – помочь вам концентрироваться на своих ощущениях, а не на мыслях.

 Такое составление схемы семьи может быть

  • диагностическим – выбор и взаимное расположение фигурок очень хорошо показывает реальные отношения между членами семьи
  • динамическим  -  в результате находится такое расположение фигурок, при котором вы чувствуете себя наиболее комфортно, а, значит, это расположение наиболее гармонично для всех членов вашей семейной системы. Чтобы минимизировать риск поставить фигурки «как правильно»,  выбор фигурок и  расстановка выполняется вслепую. 

В результате семейная система сама восстанавливает свой баланс, что положительно сказывается на всех членах семьи: гармонизируются отношения, улучшается здоровье, им становится легче идти по жизни, находить те пути и решения, которые нужны им здесь и сейчас.

Лучше всего такую гармонизацию семьи с помощью игрушек делают  маленькие дети (от 2 до 5 лет)  - ведь для них это просто игра, в процессе которой они бессознательно ориентируются только на свои ощущения. Кстати, многие детские игры (не те, которые воспитывают юных гениев или играются по правилам, а спонтанные, с назначением игрушек на роли членов семьи) фактически те же расстановки.  Так что, детские игры - очень важное занятие. Постарайтесь находить время для того, чтобы дать своим детям доиграть в такие игры, и не прерывайте их...  

  В начало