Взгляд технаря. Интерфейс нашего тела
Перечень разделов ↓
Интерактивность – двухсторонний процесс обмена информацией.В детстве я перечитала всю доступную фантастику, и в одной из книг мне попалась фраза, смысл которой я запомнила навсегда. Речь шла о том, что мы не можем придумать ничего, кроме того, что есть в нас. Технический прогресс - это способ познания себя и применения новых знаний о себе во внешнем мире. Тогда я просто удивилась, но сейчас все чаще вспоминаю это и убеждаюсь, что так и есть.
Все сложные механизмы, созданные человеком, так или иначе напоминают устройство нашего тела, В них происходят процессы, аналогичные тем, которые происходят в нашем организме - движение жидкостей, энергии, обмен информацией.
Мы не доверяем своему телу, потому что толком не знаем, как оно устроено и как с ним обращаться. Нам объяснили, что мы сами ничего не понимаем и не можем с ним делать, для этого нужно специальное образование.
Мы привыкли обращаться со своим телом с позиции силы и через посредников, которые "лучше знают". Мы беремся его «исправлять» и «улучшать» и очень часто делаем это через дискомфорт, боль, при помощи химических веществ или хирургических операций.
Мы относимся к телу как к предмету, объекту, хотя с ним можно взаимодействовать совсем по-другому. Оно же живое, и нас без него нет. Трудно жить, если ты не понимаешь себя и не доверяешь себе, зависишь от других людей., которые тоже знают о теле далеко не все.
Мы относимся к собственному телу хуже, чем к технике, которой мы пользуемся. Автомобиль мы заправляем бензином определенной марки, регулярно меняем масло, едем в сервис при малейших неполадках в работе. Никому не придет в голову пытаться заставить автомобиль ехать без бензина, просто выбросить сломавшуюся деталь или вывернуть индикатор, сигнализирующий о неполадках.
А, когда внимания требует наше тело, мы делаем все, чтобы скорее заставить его работать – сбиваем температуру, отрезаем «лишние» части, пьем таблетки, прием которых не предусмотрен природой. Мы не даем ему полноценного питания, сажаем на диеты, даем дополнительную нагрузку на работе, в спортзале или на беговой дорожке, невзирая на усталость.
Современные интерфейсы, позволяющие нам общаться с различными устройствами (мобильными телефонами, компьютерами и т.д.) - подтверждение того, что мы можем общаться и с собственным телом. Согласитесь, странно, что мы можем управлять бытовой техникой на расстоянии.но не можем взаимодействовать с собственным телом.
Человек - единственное существо, которое может говорить и взаимодействовать с телом не просто на уровне рефлексов, а сознательно.Наше тело устроено очень сложно и одновременно мудро и просто. Оно не является «черным ящиком», с ним можно взаимодействовать - задавать вопросы и получать ответы на них.
Вполне логично предположить, что должен быть предельно понятный и доступный интерфейс для взаимодействия с ним.
С ним можно просто разговаривать - задавать вопросы и получать ответы. Спрашивать, чего оно хочет, почему ему больно, где причина боли, что с ней можно сделать, чтоб она прошла. Нужно просто любопытство и внимание.
Техники психологической биодинамики - один из способов коммуникации с телом с помощью наблюдения, ощущения и вербализации (диалог с телом).
В процессе обучения мы учимся фокусировать внимание. задавать вопросы и понимать ответы, которые дает тело.
Постановка рук. Точка сборки.
Вот одна из простых базовых техник:
- Мы (словами!) договариваемся с телом о начале отсчета и о языке, на котором будем общаться: "Если все в порядке, то эта точка будет здесь. Если нет - она будет смещена относительно этого положения." И тело это понимает.
- Потом мы его спрашиваем, куда смещается это точка, если есть боль (плохое настроение, проблемы…). Как только мы сформулировали и задали этот вопрос, нам остается просто заметить это смещение. Перед тем, как задать этот вопрос, мы смотрим на эту точку в начале отсчета, а после того, как вопрос задан, наш взгляд сам следит за этой точкой, и мы видим, куда она смещается. На этом этапе мы можем просто понаблюдать эту точку и проследить как она сама(!!) будет возвращаться в начало координат. Двигать ее "силой" и подгонять не надо. Тело лучше знает, как и с какой скоростью восстановить баланс.
- Если есть желание сделать наблюдение более качественным и эффективным, можно задать телу вопрос: "В какие ключевые зоны тела идут связи из этой точки?", - и заметить эти ключевые зоны. Их активность определяет содержание ситуации, которая связана с болью (негативными эмоциями, мыслями и пр.). Если попытаться составить схему ситуации по этим ключевым зонам, ее можно вспомнить или смоделировать. Если мы угадываем ситуацию (или хотя бы ее схему, содержание), тело отпускает связанные с ней напряжения,
Можно спросить у тела, когда случилась эта ситуация, с кем она была связана, какие функции выполняет эта боль, на каком уровне (физическом, эмоциональном, ментальном) находится причина этой боли. Можно задавать практически любые вопросы, ответ на которые мы хотим получить.
Самое удивительное, что тело понимает все эти вопросы, отвечает на них и «слышит» наши мысли, даже, если мы «разговариваем» не со своим телом, а с телом другого человека. Оно реагирует на эти мысли, отвечает на них и изменяет себя с помощью механизмов саморегуляции.
Психологическую биодинамику можно назвать языком общения с телом. Этот язык основан на наблюдении ключевых зон тела и регрессных техниках. Причем, тело понимает этот язык и дает ответы на любые вопросы, которые мы ему задаем.Например, можно спросить и получить ответ на вопросы:
Можно сказать, мы помогаем телу понять, почему и как делает что-то не то.
Когда мы угадываем ситуацию-причину состояния тела, тело сравнивает ее с тем, что происходит сейчас, понимает, что его реакция связана совсем с другой ситуацией и не соответствует происходящему.
После этого механизмы саморегуляции «выключают» неуместную сейчас модель поведения (эмоционального и ментального состояния) и находят более подходящую модель поведения или вырабатывают новую.
Такое взаимодействие с телом очень напоминает игру в прятки. Наша задача – заметить активные ключевые зоны и угадать, на какую именно ситуацию в прошлом так отреагировало тело.
- Как проявляются последствия травмы? Тело покажет ключевые зоны, которые стали активными (активнее) после травмы, а по ним можно понять, как изменились наши мысли и эмоции вследствие травмы, и где в теле появились напряжения.
- Каковы причины травмы (состояния, болезни, проблемы и т.д.)?
- Тело покажет ключевые зоны, по которым можно понять, какие мысли и эмоции стали причиной травмы. Достаточно часто травмы случаются, когда мы на кого-то разозлились или обиделись.
- Каковы задачи и цели функциональной системы болезни (проблемы..)? Для чего мы болеем, участвуем в конфликтах, мучаемся и т. д.
- Что мы принимаем за любовь, обиду и т.д.?
- Почему мы боимся?
- Почему не складываются отношения?
Дело в том, что основные рефлекторные модели поведения и реакции на происходящее тело вырабатывает в раннем детском возрасте или еще до рождения. Впоследствии происходит сравнение происходящего сейчас с ситуациями из прежнего опыта, выбор наиболее похожей ситуации и повторение поведенческой модели, которая сформировалась тогда. То есть, можно сказать, что, на самом деле, мы реагируем не на то, что произошло здесь и сейчас с нами сегодняшними, а как тот ребенок в той давней ситуации.Правда обычно та ситуация, в которой сформировалась автоматическая реакция, и та, которая происходит сейчас, не так уж и схожи. Да и мы уже другие и можем даже в точно такой же ситуации действовать по-другому. Но…
Для стрессовых ситуаций такие механизмы поведения вполне оправданны. Они позволяют действовать автоматически и, главное, быстро, а не тратить время на оценку ситуации, ее анализ, принятие решения о том, как надо действовать. выстраивание механизма реализации этого действия. Ведь любое промедление в стрессовой ситуации может быть опасным.
Еще более удивительным оказывается то, что мы не всегда можем сформулировать и понять вопрос, который хотим задать. А реконструировать ситуацию по четырем активным зонам оказывается самым сложным, хотя это очень напоминает задание составить рассказ по картинкам для первоклассника или детсадовца.
Дело в том, что здесь нужно просто доверять своим ощущениям и наблюдениям. А этому нас не учили. Даже наоборот – учили не доверять, а проверять. Еще лучше, если проверяют другие, которые «лучше знают».
Цикл семинаров «Психологическая биодинамика» помогает научиться взаимодействовать с телом: задавать ему вопросы и понимать его ответы.
Это позволяет
- понять реальные мотивы своих поступков, причины плохого самочувствия, настроения, отношений с другими людьми и многое другое
- найти новые, более здоровые и эффективные варианты своего состояния. поведения, настроения.
- мы начинаем больше доверять себе, становится меньше страхов
Эти навыки полезны просто для жизни и эффективны при работе с клиентами.
Основное их преимущество в том, что они помогают понять себя, найти причины многих своих проблем и перестать их себе создавать.