Роды и базовые модели поведения

Перечень разделов ↓

Считается, что наши базовые модели поведения формируются в первые минуты после рождения (импринтинг). В первые 30-40 минут мы усваиваем «правила» этой жизни, которые закладываются в основу нашего восприятия, поведения, мыслей, эмоций. Причем, чем старше мы становимся, тем эти правила становятся заметнее и проявленнее.

Итак.
1. Начало схваток. Ребенок готовится к первому самостоятельному делу в своей жизни. Он вырос, и ему пора родиться.

Если он это делает сам, это становится основой для его самостоятельности, уверенности в себе успеха в начинаниях.

Если ему начинают "помогать" - приостанавливает или стимулируют родовую деятельность, нарушая её естественный ритм, постоянно проверяют как идёт раскрытие шейки матки и т.д., ребёнок понимает, что ему мешают, не доверяют, в нем сомневаются, что ему самому ничего нельзя, или что он что-то делает неправильно ошибается. После этого начинать что-то новое самостоятельно становится очень сложно.

2. После схваток начинаются потуги и процесс прохождения ребёнка по родовым путям. Это следующий этап процесса рождения.

Если и на этом этапе он все делает сам, у него появляется опыт завершения начатых дел, даже сложных трудных, уверенность в своих силах - «я могу».

Если ребёнка выдавливают, управляют матерью в потугах "тужься-не тужься", ребёнок понимает,, что он сам не справится, и мама тоже сама ничего не может. После этого самостоятельное завершение начатых дел становится проблемой. Обязательно нужно, чтобы кто-нибудь заставил это сделать.

3. Завершение процесса родов.
Ребенок родился, и сразу же после рождения, пока не отошла и не родилась плацента, он должен оказаться с матерью. Он учится самостоятельно дышать, получая при этом и кровь из пуповины. Он может самостоятельно доползти до груди матери и найти её сосок, чувствует ее внимание и прикосновения. Так ребенок спокойно самостоятельно переходит в режим жизни из режима беременности и родов, приобретает новые возможности и отказывается от прежних, когда они становятся уже не нужны. После этого отходит и рождается плацента. Мать и ребенок перешли на другой характер взаимодействия. Теперь они вместе в жизни, а не в беременности. Это первый этап сепарации матери и ребенка. У ребенка начинается собственная, отдельная от матери, жизнь.

Если все происходит так, как задумано природой, ребёнок получает первый опыт достижения цели, уверенности в успехе, а наградой за это остановятся новые возможности и, конечно, встреча с мамой, ради которой все это затевалось.

В «стандартных» родах все идет не так:
- ребёнку быстро перерезают пуповину и забирают его от матери, не дав им побыть вместе и туго пеленают

Ребенок понимает, что потерял, все, что было, а взамен ничего не получил. Непонятно, для чего это вообще было, ведь стало только хуже. Это опыт неудачи, бессмысленности любых действий, невозможность получения результата, достижения цели. Все напрасно, я все делаю не так, у меня ничего не получилось.

- ребенка уносят от матери, и он лежит в детской палате с другими такими же беспомощными детьми

Это опыт утраты, вынужденной беспомощности: «я ничего не могу. Никто ничего не может. Мы можем только кричать, но это бесполезно. Нас не слышат. С нами могут сделать все, что захотят.»

- ребёнка приносят к матери, чтобы она его покормила его

Появляется надежда, что все не так плохо как казалось до этого. «Я все сделал правильно. Мама здесь, я с ней.»

- когда он поел и заснул, его снова забирают у матери, и он просыпается в одиночестве
Ребенок понимает, что все плохо. Надежды нет. Он опять сделал что-то не так. «Как же так? Мама от меня отказалась? Я ей не нужен? Я плохой?..»

- потом ребенка снова приносят к матери и снова забирают и так до выписки из роддома. И каждый раз он не знает, встретятся ли они снова…
И потом, уже дома, он боится засыпать, чтобы снова не потерять маму. Из-за этого ребёнок может плохо есть, отказываться от еды, так как после еды он снова и снова теряет мать.

Это опыт повторяющиеся "кольцевых" ситуаций, в которых мы ходим по кругу и ничего не можем сделать с этим.
Формируется уверенность в том, что, если сейчас хорошо, значит обязательно скоро будет плохо.

Все эти модели поведения остаются в нас и во взрослом возрасте, и мы ими регулярно пользуемся, не замечая того, что сейчас все совсем по-другому...