Человек или предмет? Субъект или объект?
Перечень разделов ↓
«Тварь я дрожащая или право имею?»
В последнее время стала очень актуальной тема субъектности и объектности нашего состояния. На этот раз она проявилось при работе с клиенткой, в состоянии которой после получения инвалидности стало очень много объектности. Она зависит от других, сама ничего не может, решают другие, окружающие виноваты. Все это признаки объектности.
У себя я тоже нашла эту тему после выхода на пенсию. Государство за меня решает, сколько мне осталось жить («возраст дожития») и определяет размер пенсии, решая, сколько денег мне нужно на это дожитие.
У объектов (предметов) нет прав, желаний, возможностей, потребностей, они ничего не могут сами. У них нет своей жизни и права на нее. Они зависимы. Люди, с высоким уровнем объектности обычно считают себя жертвами, а в их проблемах и несчастьях, по их мнению, всегда виноваты другие.
Субъект(человек, личность) сам принимает решения и сам отвечает за них. У него есть потребности, желания, права. И, главное, в его жизни нет виноватых в том, что ему плохо. Да ему и не нужно их искать.
Если родители все решают за ребенка, не считаясь с его желаниями, заставляя его делать "как правильно", делая за него то, то он вполне может сделать сам, не позволяя сформироваться его личным потребностям, он становится послушным объектом. Из него может вырасти хороший исполнитель, но вряд ли он будет самостоятельным и счастливым. Он не знает сам, чего он хочет, у него нет своей жизни, которую он может жить для себя.
Объектность очень хорошо провоцируется и поддерживается денежными пособиями, льготами, бесплатными проездными, лекарствами и пр. Нам фактически говорят, что мы сами не можем заработать даже на проезд в общественном транспорте и должны жить на те средства, которые дает государство. Это очень мешает зарабатывать больше, чем на выживание.
Я сама это почувствовала, когда пользовалась социальной картой. После того, как я решила, что хочу и могу обойтись без нее, она сразу же потерялась, и я не стала ее восстанавливать. А ощущения, которые я испытала, оплатив проезд в метро деньгами, впервые после 4 дет пользования соц.картой были неожиданно яркими и убедительными. «Я сама это могу!»))
Да, есть ситуации, когда эти пособия и льготы нужны. Есть люди, которые по объективным причинами не могут работать и зарабатывать на себя. Есть люди, оказавшиеся в трудной ситуации. Речь о том, чтобы не пользоваться просто потому, что дают, тем, без чего ты можешь обойтись, и на что ты в состоянии заработать сам. Как только появляется задача заработать, появляются и деньги. Как только появляется желание получить деньги «бесплатно», они начинают ограничивать наши возможности, мы становимся зависимыми от них. Бесплатно ничего не бывает. Вопрос, чем мы за это платим?
Самоизоляция, с ее ограничениями, запретами и попытками решать за нас, многим прибавила объектности. И первый признак этого - мысли: " Они могут сделать с нами все, что захотят! Мы сами ничего не можем. Придется быть послушными.", - вместо того, чтобы понять, что происходит на самом деле и отстаивать свои права. Субъект (человек) думает, принимает решения и действует в своих интересах. Объект - подчиняется и исполняет чужую волю, даже в ущерб себе.
На самом деле, "они" ничего не сделали за эти почти 1,5 года. Мы все сделали сами. А они только говорили и пугали, "цепляя" нас за объектность, усиливая и проявляя ее, побуждая нас отказываться от своих прав, подменяя смыслы. Заботу они пытались превратить в насилие, любовь - в отказ от общения с близкими, здоровье - в болезнь, заботу о себе, самостоятельность и отстаивание своих интересов - в эгоизм и опасность для окружающих, а зависимость и бездумное послушание - в добродетель и пример для подражания.
Вот еще пример такой подмены. Нам долго объясняли, что спасти нас может только «волшебное средство», а мы сами, наша иммунная система, ничего не можем. Нас пытаются «спасать» принудительно, грубо нарушая наши права и превращая в объекты, в то время как «спасительные» маски и препараты становятся главнее нас и незаметно для нас воспринимаются как субъекты. Нам внушают, что без них мы не сможем жить, пытаются превратить их в средство доступа к жизни. На самом деле, для того, чтобы жить, ничего этого не нужно.
Примерно так же действует QRкод. Если сейчас система идентифицирует нас по удостоверению ЛИЧНОСТИ (паспорту), в котором есть имя и фамилия (они указывают на нашу принадлежность к семье, роду), фотография и другие личные данные, то цифровая идентификация обезличивает нас, превращает в объекты, делает неживыми. Система хочет обезличить нас, заменить личность набором нулей и единиц, который мы сами не сможем распознать, в котором нет целостности и смысла – просто набор отдельных символов. Но мы устроены так, что в нашем оргазме все связано со всем. Эти взаимосвязи и есть жизнь. А дискретные данные как идентификатор (человека или уже объекта?..), так же, как и слово биообъект, которым пытаются заменить понятия человек, личность, очень не нравятся нашему организму, в том числе, и иммунной системе. У объектов нет иммунной системы, как и других систем жизнедеятельности. Они не развиваются, не испытывают эмоций, не изменяются, не любят. Они не живут.
Кем быть? Выбор за нами.