Для чего нужны эмоции?
Перечень разделов ↓
В точном переводе на русский язык «эмоция» – это душевное волнение, душевное движение.Именно наличие эмоций (личных субъективных переживаний) является отличием живого существа от неживого (субъект от объекта).
Эмоции – это явления, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности и к себе самому.
Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации.
Эмоции есть у всех существ, имеющих центральную нервную систему. Они обеспечивают лучшее приспособление и выживание живых существ. В теории функциональных систем академик П.К.Анохин рассматривает эмоции, как неотъемлемый компонент системных целенаправленных поведенческих актов человека и животных.
Эмоции
- способ восприятия окружающего мира и оценки своего состояния
- средство оценки метаболических потребностей и степени их удовлетворения
- быстрый детектор внешних воздействий, особенно вызывающих боль и дискомфорт
- средство коммуникации
- зависят от прежнего опыта (эмоциональная память)
- стимул к деятельности
- основа познавательной деятельности
- связаны с восприятием и его фильтрами.
- связаны с состоянием иммунитета и здоровья
- участвуют в прогнозировании, планировании и оценке результата целенаправленной деятельности
На уровне тела эмоции связаны с
- активностью ключевых зон тела
- эмоциональными центрами гипоталамуса
- лимбической системой
- корой головного мозга
- состоянием нервной, эндокринной, пищеварительной и других систем организма
Эмоция1. Ощущение дискомфорта
Возникновение потребности
Осознание потребности (с чем именно связано ощущение дискомфорта)
Эмоция 2. Память о предыдущем опыте удовлетворения потребности или неудачной попытке ее удовлетворения.
Появление мотивации к действиям по удовлетворению потребности (или отсутствие мотивации).
Формирование плана действий по удовлетворению потребности (целеполагание - чего именно хочется, что для этого нужно сделать)
Эмоция 3. Предвкушение результата, предыдущий опыт неудач.
Процесс удовлетворения потребности - начало деятельности и дальнейшая деятельность по обеспечению удовлетворения потребности.
Эмоция 4. Память о предыдущем опыте деятельности и достижения результата.
Удовлетворение потребности
Эмоция 5. Эмоции от удовлетворения потребности (получения результата).
Достижение результата оценивается при сравнении Эмоции 5 с Эмоцией 1, с которой начиналась деятельность.
Если Эмоция 5 соответствует более комфортному состоянию, чем Эмоция 1, потребность считается удовлетворенной, становится неактуальной, мотивация к ее реализации исчезает, деятельность по ее удовлетворению завершается.
Если Эмоция 5 соответствует менее комфортному, чем Эмоция 1 или состояние не изменяется, запускается следующий цикл деятельности по удовлетворению потребности.
Если на каком-то этапе «отрицательная» эмоция мешает продолжению деятельности, цикл может начинаться сначала снова и снова, пока потребность не будет удовлетворена или пока не появится привычка к дискомфорту, связанному ее появлением.
Мотивация к деятельности формируется на основе эмоций. Негативные эмоции блокируют мотивацию и не позволяют достичь желаемого результата, или он не приносит удовлетворения.
Что с этим можно сделать самостяотельн:.
- 1.Проанализировать этапы деятельности и эмоции, связанные с ними
- 2.Выявить «проблемный» этап деятельности, на котором чаще всего начинаются проблемы или нежелание действовать дальше
- 3.Попытаться понять с чем именно здесь и сейчас связана эта проблема, и есть ли она сейчас на самом деле. Какие эмоции возникают на этом этапе, есть ли для них повод сейчас, с чем они могут быть связаны в прошлом.
Например, может бытьПодробнее о диапазоне эмоций
трудно начать делать то, что хочется,
не получается спланировать действия
довести дело до конца
получить удовлетворения от результата, и тогда процесс запускается снова и снова (перфекционизм).
Формирование мотивации на разных этапах деятельности связано с первыми минутами жизни, когда формируется первичный опыт самостоятельного достижения цели и получения удовольствия от этого.
Вмешательства в процесс родов, отлучение ребенка от матери сразу после рождения сопровождаются отрицательными эмоциями, нарушают мотивацию и не дают удовлетворения от завершения деятельности. Этот поведенческий стереотип сохраняется и укрепляется по мере накопления опыта неудач.
Психологическая биодинамика выявляет моменты, в которые произошло нарушение мотивации и эмоционального фона и позволяет восстановить их. В результате изменяется характер деятельности на отдельных этапах и в целом. Она становится более результативной и приятной.