Пирамида потребностей
Перечень разделов ↓
«Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши возможности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастны. Это относится к выбору профессии, работы, жизненных партнеров и условий, когда вы смиряетесь с меньшим и худшим, имея объективные основания претендовать на большее и лучшее.»А. МаслоуАбрахам Маслоу (1908-1970) создал свое направление в психологии - гуманистическую психологию, на основе таких понятий, как личностный рост и развитие. В соответствии с его концепцией иерархии (пирамиды) потребностей наши потребности последовательно развиваются от низших (физиологических) к высшим (психологическим):
- низший уровень – биологические потребности, такие же, как у животных: потребность в воздухе, еде, питье, сексе и т.д. Это фундамент, без которого невозможно обеспечение потребностей более высоких уровней. От того, как устроены осознание и удовлетворение потребностей на этим уровне, будет зависеть и характер удовлетворения потребностей более высоких уровней.
Как ни странно, очень важно, как именно удовлетворяется потребность в пище. Если пища делится на «вредную» и» полезную», а не на ту, которую хочется или не хочется, и есть ее приходится, когда надо, а не когда хочется, то и потребности на других уровнях тоже будут выстраиваться по этим же принципам. Отношения с людьми, выбор профессии, скорее всего, будут выстраиваться по принципу их «полезности», а не для того, чтобы найти то, что нравится и делать то, что хочешь. - следующий уровень: потребность в безопасности, в уважении, в самоуважении, признании профессиональной компетенции, в принадлежности к группе (семья, коллеги по работе, друзья и т.д.).
- высший уровень: потребность в любви, самоактуализации, в том, чтобы максимально реализовать свою личность, заложенные от рождения способности.
В человеке изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном совершенстве, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму, вплоть до самопожертвования. На самом деле, люди хороши и добры, если их основные потребности в любви и безопасности удовлетворены. Дайте людям любовь и безопасность, и тогда они будут давать любовь и безопасность другим. Их поведение и чувства будут более спокойными и надежными. Высшая природа человека опирается на его низшую природу, как пирамида на основание и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения низшей базовой природы. Рост в иерархии возможен потому, что более высокие вкусы лучше низших и потому, что удовлетворение низких потребностей надоедает. Высшие потребности могут успешно реализовываться лишь после удовлетворения низших, т.е после создания удовлетворительных первичных жизненных условий…»Основа учения Абрахама Маслоу - понятие самоактуализации. Самоактуализация -это:
- «полное мысленное и эмоциональное включение в реальную проблему, задачу, деятельность;
- движение при каждом жизненном выборе в сторону личностного роста, прогресса, даже, если это связано с риском столкнуться с новыми неизвестными проблемами;
- реализация своих потенциальных творческих возможностей в практической деятельности, а не только в мечтах и планах;
- честность перед собой и другими и принятие ответственности за свои решения и действия, а не перекладывание ее на других людей и обстоятельства;
- развитие в себе стратегии лучшего жизненного выбора, укрепление способности принимать правильные жизненные решения, как на основании объективного анализа, так и с помощью интуиции..»
После изучения биографий, трудов и воспоминаний выдающихся людей (А.Линкольн, А. Энштейн, Ф.Рузвельт и др.) Абрахам Маслоу выделил основные характеристики самоактуализирующихся людей:
- Более эффективное восприятие действительности и более комфортное отношение к ней
- Принятие себя, других, окружающего мира реально и позитивно
- Спонтанность, естественность, простота
- Концентрация на задаче, деятельности, внешнем объекте (в отличие от замкнутости в себе)
- Некоторая отдельность от других при готовности к кооперации
- Автономия, независимость основных черт характера и поведения от культуры и среды
- Постоянная свежесть (отсутствие стереотипов) суждений и оценок, готовность к коррекции своих взглядов и оценок
- Мистичность и опыт высших состояний, интуитивных озарений
- Чувство сопричастности, единства с другими
- Демократическая структура характера
- Разъединение средств и целей, добра и зла
- Неагрессивное чувство юмора