О первопричинах психосоматики и психологических проблем

Перечень разделов ↓

В психологии и психотерапии принято считать, что основные психологические травмы случаются в нашей жизни в раннем детстве, и именно они становятся причинами психосоматических заболеваний и различных психологических проблем. Задача психолога/психотерапевта– найти ситуацию, ставшую причиной проблем клиента, помочь клиенту осознать и пережить ее, после чего она становится неактуальной, а сегодняшние проблемы клиента разрешаются.
Можно подходить к проблемам клиента и «с другой стороны».
Восточная медицина говорит о том, что человек (его тело, мысли, эмоции), как и все в этом мире, состоит из трех жизненных начал – ветер, огонь, слизь.
Здоровье – естественное состояние человека, равновесие ментального, телесного и энергетического уровней организма. В здоровом состоянии жизненные начала находятся в балансе. Их индивидуальное процентное соотношение соответствует исходному конституциональному типу человека.
Болезнь - нарушение равновесия в сфере ума, энергии или физического тела, дисбаланс трех жизненных начал. Состояние болезни может вызывать изменение качеств самих жизненных начал и нарушение из соотношения, что приводит к изменению исходной конституции человека, т.е. он ведет/чувствует себя так, как ему не свойственно, это вызывает дискомфорт..

Техники психологической биодинамики позволяют в процессе работы с телом в рамках запроса клиента выявлять первопричину дисбаланса жизненных начал:
  • характер дисбаланса (избыток/недостаток каждого жизненного начала и расстройства самих жизненных начал),
  • время возникновения этого дисбаланса,
а также определять эмоциональную, ментальную, физическую и химическую составляющие ситуации, ставшей причиной первичного нарушения баланса жизненных начал.
В процессе коррекции тело, «вспоминает», каким оно было в состоянии здоровья до этой ситуации-первопричины, и механизмы самовосстановления начинают ориентироваться уже на это здоровое состояние. Это позволяет восстановить баланс жизненных начал, и позволяет клиенту вернуться в здоровое состояние в рамках его запроса.
И оказалось, что практически все первичные дисбалансы жизненных начал в рамках самых разных запросов возникают в процессе родов, а вернее, в результате родовспоможения, даже, если по медицинским канонам роды считались естественными.
Какая-то часть проблем начинается еще во время беременности. Чаще всего это нежелательная беременность, ожидание ребенка другого пола, страхи матери во время беременности и в родах.
В процессе работы с собой и с клиентами выяснилось, что:
  • действия медицинского персонала (прокол плодного пузыря, раннее перерезание пуповины и другие акушерские пособия в процессе родов) ребенок воспринимает как агрессию по отношению к нему и к матери. Это становится его первым опытом, на котором базируются отношения с другими людьми: окружающие опасны, они сильнее меня и моей мамы, я не могу ничего сделать сам, я должен подчиняться им.
    На этом в дальнейшем базируются все проблемы в отношениях с внешним миром. Мы не уверены в себе, чувствуем враждебность окружающих. Нам трудно находить друзей, людей, которым мы можем доверять и помощь которых мы готовы принять, начинать что-то новое, входить в новый коллектив. Именно это часто становится причиной подростковых агрессий и депрессий. Те, кто идет в агрессию, нашли в себе силы противостоять внешнему миру, а те, кто уходит в депрессию, поняли, что справиться с ним они никогда не смогут. И, главное, первичного опыта сотрудничества с внешним миром и доверия ему после стандартного родовспоможения у нас практически нет. Практика показывает, что почти все наши поиски второй половинки, смысла жизни, себя, ощущение своей неполноценности, отсутствие ощущения самодостаточности, созависимые отношения, и даже зависимости связаны именно с ранним перерезанием пуповины, утратой плаценты.
  • ведущая роль акушерки («давай я тебе укольчик сделаю, и ты поспишь», «подожди, не тужься..», («тебе по срокам уже давно пора рожать; если не родишь к утру, сделаем кесарево» и т.д.) и пассивная роль матери во время родов (страх, отсутствие ее активного контакта с ребенком и заботы о ребенке в процессе его рождения) дают ребенку первое представление о том, как устроены в этом мире взаимоотношения между ним, матерью и всеми другими людьми (в том числе, и отцом).
    Он получает первый опыт: мать не может меня защитить, она гораздо слабее других, их мнение для нее очень важно, она ничего не решает. Значит, я должен быть хорошим для других. И это, безусловно, сказывается впоследствии на детско-родительских отношениях, становится причиной отстраненности, отсутствия доверия, обид на мать, страха перед отцом. В подростковом возрасте все это проявляется сильнее и выражается в агрессии по отношению к родителям, ощущении, что они не дали чего-то очень важного. Ребенок считает их предателями, винит во всех своих проблемах, а, по сути, это обвинение в том, что они позволили другим людям вмешаться в природный процесс родов.
Еще один важный момент. Рождение - это самые существенные изменения.которые когда-либо происходили в нашей жизни – мы попадаем в другую среду, наш организм начинает функционировать по-новому, у нас появляются новые возможности и способности. Но, поскольку, практически у всех, рождение связано с негативными первыми эмоциями, нам так тяжело даются изменения в нашей жизни. Любое хоть сколько-то существенное изменение становится сильным стрессом.
Вспомнить и осознать эти ситуации не представляется возможным потому, что мы об этом ничего не помним. Во время беременности и в первые минуты после родов сознание еще не работает в полном объеме, мы не помним того, что происходит с нами в это время. Самый первый опыт пребывания в этом мире воспринимается на уровне эмоций, на базе которых формируются первые условные рефлексы, определяющие наше поведение на протяжении всей последующей жизни. Эти эмоции формируют активность ключевых зон тела, а их сочетание, в свою очередь, определяет наше рефлекторное поведение в той или иной ситуации.
С возрастом эти модели поведения дополняются и изменяются, но в их основе по-прежнему остаются первичные эмоции, испытанные нами в первые секунды и минуты после рождения, а это, как правило, страх и ощущение насилия, внешней агрессии. Маленький ребенок на фоне базового страха старается быть послушным. Подросток начинает агрессивно защищаться этот от того первого насилия, объединяясь для этого со сверстниками. Взрослый человек учится преодолевать базовый страх и налаживать коммуникации с окружающими людьми: «если они опасны и сильнее меня, с ними нужно уметь договариваться, но доверять им нельзя».
Техники психологической биодинамики позволяют в рамках запроса найти конкретные моменты в родах, ставшие первопричинами нарушения баланса жизненных начал, появления базового страха, пересмотреть события, произошедшие в родах, понять, что те люди старались помочь, а не навредить. В результате значительно снижается базовая тревожность, коммуникации с другими людьми становятся более комфортными, а изменения в жизни перестают быть таким сильным стрессом.
P.S. После этого просто не может не появиться мысль, что, если роды будут для ребенка действительно, естественными, то изменения в его жизни будут для него не стрессом, а новым опытом и возможностями…

Перечень разделов