Особенности работы с детьми

Перечень разделов ↓

Вмешательства в процесс беременности, негативные прогнозы, родовые травмы, прививки могут сказаться на работе различных систем организма ребенка, и стать причинами задержек в развитии, нарушения мозгового кровообращения, появления мышечного гипертонуса, развития ДЦП, аутизма, и других нарушений здоровья ребенка.
Последствия таких вмешательств могут проявиться не сразу. Очень часто они становятся заметны к концу первого года жизни ребенка или даже позже, когда ребенок начинает осваивать новые навыки.

Ранняя оценка состояния состояния ребенка и коррекция последствий вмешательств в беременность и роды (родовых травм), применения химических препаратов является хорошей профилактикой заболеваний, выявляемых на первом году жизни, в том числе, ДЦП и аутизма, или снижает степень их тяжести.

Психологическая биодинамика работает не только с физическим телом, но и на уровне личности (Я), выявляет причины тех или иных нарушений (поведенческих, соматических и др.) и устраняет их последствия (насколько это возможно в конкретном случае).
Например, возможно восстановление тонуса мышц при гипертонусе при условии сохранности анатомических структур мозга и тела ребенка.
В случае нарушения каких-то функций из-за повреждения анатомических структур головного мозга или нарушения формирования частей тела во время беременности можно достаточно точно спрогнозировать, какие нарушения возможно устранить или минимизировать, а какие нет.
Общие показания к биодинамической коррекции в раннем возрасте:
  • различные аллергические реакции, непереносимочть продуктов;
  • заболевания органов дыхания;
  • вздутие живота, колики;
  • гипервозбудимость, нарушение внимания;
  • трудности с обучением;
  • речевые нарушения;
  • головные боли различной природы;
  • проблемы, связанные со зрением;
  • нарушение мышечного тонуса;
  • нарушения осанки;
  • нарушение сна;
  • частые отиты;
  • задержка психомоторного и физического развития
  • и другие.

В перинатальной психологии существует такое понятие – диада. Это, когда два живых организма имеют общую физическую границу, общие органы, влияют друг на друга. Одна из особенностей диады – общие эмоциональные и физические границы и, соответственно, проблемы.
Обычно работа начинается с матери потому, что она знает всю историю беременности и рождения ребенка, какие моменты были наиболее тяжелыми для нее и, главное, потому, что состояние ребенка во многом зависит от внутреннего состояния матери.
Это относится не только к маленьким детям.
Я начинаю работать с мамы при ее запросе на состояние ребенка любого возраста.
Техники психологической биодинамики мягко и эффективно работают и в процессе беременности.
Беременность и начало отношений с ребенком

Эмоциональные проблемы беременной женщины, как правило, сочетаются с повышенным тонусом мышц матки, что вызывает гипоксию у ребенка, последствия которой могут неблагоприятно сказаться на его здоровье. Продолжительный стресс изменяет и общий для диады гормональный фон.
На этом этапе коррекция направлена на адекватное снижение тревожности беременной женщины, формирование взаимоотношений в диаде «мать-дитя», установление контакта с будущим ребенком.
После родов диадные отношения между матерью и ребенком сохраняются – ведь ребенок физически полностью зависит от матери.
Очень сильна и эмоциональная связь между мамой и ребенком.
Если повышенная тревожность сохраняется у женщины и после рождения ребенка, он это чувствует, капризничает, начинает болеть.
Причем, при повышенной тревожности матери у ребенка чаще всего страдает пищеварительная система, а, если мама на фоне тревожности еще себя сдерживает или старается делать все как можно лучше и правильнее, у ребенка чаще будут заболевания органов дыхания. Понятно, что, если у ребенка обнаруживаются проблемы со здоровьем, мама спокойнее не становится...
На этом этапе психологическая биодинамика нацелена на снижение тревожности матери, на принятие ребенка (ситуации) в случае выявления у него серьезных проблем со здоровьем. Учитывая то, что времени на долговременную психотерапию у мам особых детей просто нет, применяются быстрые техники психологической биодинамики.
Диада «мать-дитя» формируется во время беременности и обычно прекращает свое существование к 3 годам, когда у ребенка появляется слово «Я», он начинает осознавать себя как личность и формировать свои личные границы.
Нарушение сепарации (границ) матери и ребенка часто связано в вмешательствами в процесс родов и тем, что роды полностью не завершены. Если сразу после рождения ребенка забирают от матери, или он попадает в реанимацию, где мать не может его видеть, быть с ним и кормить, это является сильнейшим стрессом для мамы и ребенка, последствия которого сказываются на их дальнейших отношениях, на развитии и взрослении ребенка, на готовности матери к взрослению ребенка.

Психологическая биодинамика восстанавливает личные границы матери и ребенка, значительно уменьшая созависимость в их отношениях. Это, в свою очередь, дает ребенку возможность получить самостоятельные навыки, а мать становится спокойнее, снижается тревожность.
Коррекция состояния диады "мать-дитя" в целом возможна с помощью техник психологической биодинамики, направленных на восстановление нормального распределения ресурса организма ребенка, обеспечение более гармоничного состояния матери, снижение тревожности, появление уверенности в себе, восстановления границ семьи.

В случае с особыми детьми диадные отношения мамы и ребенка длятся гораздо дольше, потому, что существует физическая зависимость ребенка от матери, и состояние здоровья ребенка очень зависит от эмоционального состояния матери, которое в этой ситуации зачастую (по определению) характеризуется повышенной тревожностью и гиперконтролем.
В таких случаях работа с матерью и восстановление ее внутреннего состояния особенно важны.
Диада и влияние состояния матери на ребенка
Если в итоге с принятием своего ребенка мамы особых детей, как правило, справляются успешно и замечают все его даже малейшие победы и достижения, то позволить ему максимум самостоятельности, в той области, где он может быть самостоятелен, достаточно сложно. Хотя бы потому, что не всегда удается вовремя заметить, что ребенок уже может хоть что-то всегда делать сам и выделить эту область.
В этом виноваты сложившиеся стереотипы восприятия и поведения – мы очень быстро привыкаем ко всему, но заметить небольшие изменения в привычном бывает очень сложно.

Как только появляется и закрепляется какой-то новый навык, ребенок должен это делать сам, пусть долго и не сразу получится, но сам. Конечно, в зависимости от самочувствия ребенка или от ситуации может возникнуть необходимость помочь ему, и тогда нужно помочь.
Первые навыки самостоятельности станут началом формирования личности ребенка, построения личных границ и хорошим стимулом к обретению дальнейшей самостоятельности.

Перечень разделов