Кормить по первому требованию

Регулярно слышу ссылки мам на рекомендации специалистов по грудному вскармливанию (ГВ) «кормить ребенка по первому требованию». И каждый раз предлагаю подумать-разобраться, хорошо ли это для ребенка. Казалось бы, что в этом плохого? Давайте попробуем разобраться.

Сначала ключевое «..первое требование». Плач ребенка не всегда означает, что он голоден. Ему может мешать мокрый памперс, ему может быть страшно, он может просить общения и внимания, ему может быть холодно или жарко, он может просто капризничать перед сном, у него может что-то болеть. Но в ответ на все свои «просьбы» он сразу получает еду.

Для него это означает, что маме безразлично, чего он хочет, его желания и потребности для нее ничего не значат.
Представьте, что вы хотите что-то получить от близкого человека (внимание, помощь, общение..), а он в ответ на все ваши просьбы предлагает вам поесть.
Как вам это? Какие эмоции вы бы испытывали в такой ситуации?
Нарушается формирование потребностей ребенка, и, в первую очередь, нарушается механизм потребности в еде, формирование аппетита.
Основной результат адекватного удовлетворения потребности - это получение удовольствия.
Это удовольствие становится стимулом для удовлетворения потребности. когда она возникнет снова. При возникновении чувства голода, появляется аппетит, как предвкушение удовольствия от чувства сытости после еды. Формируется рефлекторная цепочка: «голод – аппетит – еда - удовольствие».
Но, если ребенка кормят, когда он не хочет есть, то удовольствия от еды он не получает, и аппетита у него нет., а пищевое поведение нарушается.

Еда в отсутствие потребности в ней (аппетита) оказывает негативное влияние на пищеварительные процессы. Организм начинает вырабатывать вещества, нужные для переваривания пищи (желудочный сок, желчь, ферменты и т.д.), когда возникает потребность в пище.
Если этой потребности нет, то полноценное переваривание пищи практически невозможно.
Кроме того, при постоянном кормлении (иногда с интервалом всего 30-40 минут) в желудке и кишечнике ребенка находится пища разной степени переваренности. На каждом этапе пищеварения организм вырабатывает определенные вещества, необходимые для полноценного переваривания и усвоения пищи. При частом кормлении в процессе пищеварения происходит сбой.
Кроме того, пищеварительная система ребенка вообще не отдыхает.
У маленьких детей из-за этого может болеть живот, увеличивается газообразование в кишечнике, ребенок может срыгивать пищу.
Если ребенка постоянно кормят, когда он не хочет есть, у него формируется отрицательное отношение к еде, нарушаются пищеварительные процессы, возникают проблемы (заболевания), связанные с пищеварительным трактом.
Вы можете проверить это на себе. Хотя бы 1-2 дня попробуйте есть каждый час. Да, если вы вдруг будете просыпаться ночью, тоже обязательно поешьте.
Не налаживается адекватный контакт ребенка с матерью - она не различает потребности ребенка и не пытается их различать, а по любому поводу кормит его. Общение сводится только к еде, а ведь ребенку от матери нужна не только еда. Это впоследствии может сказаться на коммуникативных функциях ребенка.

В 4-6 месяцев у ребенка прорезываются первые зубы, а, значит, он уже может начинать есть густую и твердую пищу. У него уже появляется такая потребность. Для него это новый опыт, новый способ общения с этим миром, познание новых вкусов, свойств, нового способа еды. Это очень серьезный этап в развитии.
Если ребенок после 5-6 месячного возраста находится только на грудном вскармливании (как рекомендуют специалисты по ГВ), этот этап развития откладывается и осуществляется, когда потребность в нем уже практически отсутствует, т.к. появляются другие, более насущные возрастные потребности.

Нарушается формирование базового навыка получения удовольствия от нового опыта, которое могло бы стать хорошим стимулом к самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

Частое кормление нарушает не только пищевое поведение, но и формирование других потребностей ребенка и способов их удовлетворения.
Потребность в еде - одна из важнейших базовых потребностей, на основе которой (таким же способом) формируются и другие потребности.
Организм ребенка практически постоянно занят перевариванием пищи, а этот режим трудно совместить с познавательнаой деятельностью, освоением нового.
Это тоже очень просто проверить на себе. Попробуйте выучить/освоить что-то новое после плотного обеда.
Еда для ребенка становится не средством удовлетворения голода (потребности в еде), а способом компенсации дискомфорта, причем, не самым пригодным.
Но другого способа ему просто не предлагают, и у ребенка формируется программа поведения:«Что бы ни случилось – ешь».
После этого он практически обречен «заедать» стрессы, а не находить адекватные способы выхода их них.

Специалист по ГВ становится посредником между мамой и ребенком в таком интимном процессе как кормление грудью.
Навязанные рекомендации мешают матери учиться понимать и чувствовать ребенка, его потребности, адекватно взаимодействовать с ним, брать на себя ответственность за него, самостоятельно принимать решения.
Ребенок чувствует/понимает, что матери нужен это посредник, что она сама не может (не хочет) понять, что ему нужно. Специалист по ГВ оказывается главнее матери, а это влияет на формирование авторитета матери в глазах ребенка.
Можно сказать, что ребенок еще маленький и ничего не понимает, но он просто все чувствует и знает, и это становится его жизненным опытом.
Базовые модели поведения закладываются в самом раннем детстве.

Для сведения. Базовый курс подготовки специалиста по ГВ - 40 часов. Возможно дистанционное обучение.
Требований к образованию будущего «специалиста» нет вообще. В этом курсе о ребенке, его физиологии и потребностях речь практически не идет, что и понятно при таком объеме курса.

В отзывах мам в адрес специалистов по ГВ о детях вообще речи нет, пишут только о «прекрасном ГВ».
«Прекрасным» считается длительное ГВ с большим количеством грудного молока без лактостаза. Задача ребенка – обеспечить своевременное отсасывание молока, чтобы оно не застаивалось, и его было больше.
Вопрос, нужно ли ребенку такое количество молока, даже не ставится.
Ребенок, скорее, рассматривается как средство для профилактики лактостаза и хорошего ГВ.
Конечно, профилактика лактостаза - дело нужное и важное, но, наверное, главным в процессе ГВ должен быть ребенок, его потребность в еде, обеспечение его нормального пищеварения и развития.

И еще для сведения. Лет 30 назад тоже были жесткие авторитетные рекомендации по грудному вскармливанию и обращению с грудными детьми. Тогда «в моде» был доктор Б.Спок.
Ребенка практически запрещали брать на руки, кормить нужно было строго по часам. Перерыв между кормлениями новорожденного ребенка должен был быть 3-3,5 часа с 8-часовым перерывом на ночь.
Если ребенок просил есть «не во-время», ему велели давать воду.
В общем, другая крайность и жуткий стресс для мамы и для ребенка, когда он хочет есть, мать это понимает, но не может его покормить, потому, что кто-то ей запретил.

Но, несмотря на это, я не уверена, что сегодняшние рекомендации по ГВ лучше.
В обоих случаях самого ребенка, учета его индивидуальных потребностей, признания его человеком, личностью нет вообще. Он просто объект для кормления.
Какими будут эти рекомендации еще лет через 15-20 предположить сложно. Почему-то самые жесткие эксперименты люди ставят на своих маленьких детях…

Никто их "спциалистов"не видит в ребенке человека, не говорит, что с ребенком можно просто поговорить.
Да, даже с новорожденным. Он все прекрасно чувствует. Он даже может выбрать себе имя. Он знает, что ему нужно сейчас. И задача взрослого – научиться понимать ребенка.

Просто задавайте ему вопросы вслух или мысленно и следите за его реакцией.
Он может хотеть, есть, спать, чтобы ему поменяли памперс, чтобы его взяли на руки, чтобы с ним пообщались, и, наконец, просто полежать голышом.)
Спрашивайте его по очереди, хочет ли он спать, есть и т.д. Научитесь замечать его "Да" или "Нет", и вам станет гораздо легче общаться с ним.

Вам понадобится не так много времени на то, чтобы задать эти вопросы и попытаться понять ребенка. За 3-4 дня вы, при желании, научитесь этому.
Ребенку очень важно знать, что его считают человеком, что его хотят понять, что вам интересно, чего именно он хочет.
«Счастье – это, когда тебя понимают.»
Просто представьте себя не его месте, и вы все поймете и почувствуете.