Влияние протекания беременности на жизнь человека
Перечень разделов ↓
Особенности протекания беременности и родов влияют на характер и жизнь человека. Статья написана на основе случаев из практики.В медицине существует масса терминов для обозначения еще не родившегося ребенка: эмбрион, зародыш, плод, будущий ребенок и т.д. Однако, практика показывает, что наше тело помнит все, что происходило во время беременности, даже тогда, когда его (тела) еще практически и не было. Более того, негативные события, произошедшие во время беременности, отражаются на характере и жизни человека, а значит, логично считать, что они происходили в его жизни. Поэтому в дальнейшем, говоря о периоде беременности, я буду называть ребенка ребенком с момента зачатия.
1. Нерожденные до наступления беременности дети
Яйцеклетка «помнит» все, что происходило в жизни женщины, начиная с момента ее зачатия. Информация об абортах, выкидышах, прерванных или замерших беременностях, неудачных попытках ЭКО также хранится в ней.
Ребенок в момент зачатия получает эту информацию и чувствует, что место, где он находится, небезопасно, что оно связано со смертью. И, если С. Гроф говорит о периоде беременности как о матрице рая, то в этом случае ребенок не получает этого базового ощущения безопасности даже во время беременности.
Такие люди склонны к повышенной тревожности, страхам, паническим атакам. Им приходится буквально оправдывать свое право на жизнь, у них может быть постоянное чувство вины. Об этом говорит и Б.Хеллингер.
2. Зачатие
Механизм зачатия, заложенный природой, достаточно сложен. Если кратко, то яйцеклетка из миллионов сперматозоидов «выбирает» тот, который лучше других чувствует ее, и которого лучше других чувствует она. И никто не знает, в какой именно момент это случается. Это и механизмом-то не зазовешь, это уже про Любовь…
Естественное зачатие так и происходит. И это, без преувеличения, можно назвать Чудом. А еще это первый выбор, с которого начинается жизнь, первое решение, которое принимает еще не родившийся человек.Но бывают случаи, когда естественное зачатие по каким-то причинам не случается, и на помощь приходит ЭКО. Здесь выбор яйцеклетки и сперматозоида производит врач, который знает, как это нужно сделать.
В этом случае у человека отсутствует опыт самого важного в жизни первого выбора и принятия решения. И в дальнейшем он будет в меньшей степени готов к принятию самостоятельных решений, зная, что самые серьезные вопросы за него могут решить другие.
Это может являться одной из причин склонности к различного рода зависимостям и вызывать снижение волевых качеств, настойчивости, стремления добиваться результата. А, если эмбрион, т.е. ребенка еще и замораживали,то у него будет существенно повышен уровень страха.
3. Известие о наступлении беременности
Если беременность желанная, ожидаемая, то этому известию все рады, ребенок чувствует это и спокойно растет и развивается.
Но, к сожалению, так бывает не всегда. Первая реакция на известие о беременности часто бывает связана с мыслями о возможном прерывании беременности.
Даже, если это было совсем недолго, ребенок знает, что его родители или другие близкие люди - противники рождения этого ребенка, допускают мысль о том, что его можно убить. Как ни странно, в этой роли часто выступают будущие бабушки, «заботящиеся» о своих дочерях.
После рождения этот ребенок, даже став взрослым, будет оправдывать свое право на жизнь. Из таких детей часто получаются перфекционисты.
В его отношениях с родителями и с другими людьми не будет безусловного доверия, он всегда будет держать безопасную дистанцию. Такому человеку все будет даваться в жизни с трудом, он не сможет в полной мере радоваться жизни, будет чувствовать себя ненужным. Возможны нарушения пищевого поведения- отказ от еды, жесткие неоправданные диеты во взрослом возрасте.
Если один из родителей хотел рождения этого ребенка, а второй какое-то время был против, то у такого человека будут лучше складываться отношения с тем родителем, который хотел его рождения и людьми того же пола.
4. Резус-конфликт
Ребенок уже на раннем сроке беременности чувствует, что он и его мать на биологическом уровне представляют угрозу друг для друга. И виноватым в этом он считает себя.
Такая беременность проходит, как правило, под постоянным контролем врачей и сопровождается повышенной тревожностью матери. Не всегда получается выносить эту беременность до наступления естественных родов, она часто заканчивается искусственно спровоцированными преждевременными родами или кесаревым сечением.
Таким людям свойственна повышенная тревожность и чувство вины. Они находятся под влиянием противоречивых чувств – стремятся доказать свою любовь к матери, понимая, что от нее исходит угроза. Во взрослом возрасте это проявляется и в их отношениях с другими людьми.
5. Середина беременности
В это время проводится скрининг или так называемый «тест на уродства», который часто становится серьезным испытанием как для ребенка, так и для его матери.
Помимо результатов УЗИ он показывает, насколько мать готова принять своего ребенка таким, какой он есть, насколько она готова доверить право распоряжаться его жизнью другим людям, насколько она готова бороться за него и брать ответственность на себя.
И хорошо, если врач, проводящий это УЗИ, просто наблюдает ребенка таким, какой он есть, и не старается специально найти признаки его нездоровья…
Это событие ребенок часто воспринимает почти так же, как мысли об аборте, и последствия бывают примерно такие же.
Примерно в это же время формируются половые органы ребенка. Если родители (или один из них) ждут ребенка другого пола, ребенок понимает, что он не такой, он не оправдал ожидания родителей, а значит, виноват, значит, он хуже того, кого ждали вместо него.
В этом случае после рождения ребенок старается быть похожим на ребенка противоположного пола.
У женщин с этим часто связан запрет на женственность, мужчины становятся более женственными.
Это может приводить и к нарушению половой роли, особенно, если протекание беременности и родов было сопряжено со значительными вмешательствами в этот процесс.
6. Роды
С. Гроф говорит о том, что в процессе родов ребенок проходит три перинатальных матрицы: матрицу ада (схватки), матрицу борьбы (потуги и прохождение по родовым путям) и океаническую матрицу (момент рождения). Длительность этих периодов и характер протекания этих этапов родов накладывают свой отпечаток на характер человека, дают ему первый опыт преодоления безвыходных ситуаций, борьбы и победы.
Что же происходит, если нарушается естественный порядок протекания родов?
- Эпидуральная анестезия
Казалось бы, какие здесь могут быть проблемы? Ведь анестезия создает более комфортный режим для роженицы.
В родах с применением анестезии мать как бы устраняется из процесса родов, а ребенку приходится преодолевать этот трудный период в одиночку. Не важно, что мать в это время может с ним разговаривать. Ребенок не чувствует ее сопереживания, она не разделяет с ним его боль и страх. Он теряет связь с ней, переживает это как утрату матери или чувствует, что его предали в самый трудный момент его жизни.
Впоследствии это может выражаться в том, что человек будет рассчитывать только на себя, уровень доверия к родителям и окружающим будет невысоким. Такой человек будет заранее готов к предательству, он буквально будет «притягивать» его к себе.
В процессе естественных родов ребенок и мать вместе проходят через боль, ребенок понимает, что это необходимо, постоянно чувствует присутствие матери. У него формируется ощущение защищенности и уверенность, что даже в самых трудных ситуациях он получит помощь и поддержку.
- «Плановые» роды
Если беременность протекает нормально, ребенок сам определяет время, когда ему пора появиться на свет.
Сейчас все чаще приходится сталкиваться с тем, что роды проходят по контракту с определенным врачом. Назначается дата родов, и, если в назначенное время схватки не начались, врач принимает решение о стимуляции родов или кесаревом сечении. А при условии, что контракт заключается с врачом, степень доверия к которому достаточно высока, мало кто пытается оспаривать это решение. И только потом, спустя какое-то время, мать задает себе вопрос, почему она пошла на это.
Это еще одно решение, которое ребенку не дали принять самостоятельно: «Что ты так долго? Уже пора! Не хочешь сам – сделаю за тебя».
Причем, эта команда исходит от совершенно постороннего человека, а мать идет у него на поводу, не заступаясь за ребенка, что тоже воспринимается как предательство. И хорошо, если дело ограничивается просто стимуляцией родовой деятельности типа прокола пузыря и введением окситоцина.
В этом случае человек будет более торопливым, суетливым. Ему всегда будет казаться, что он чего-то не доделал, сделал не так или не вовремя, он будет чувствовать себя виноватым. И эта ситуация тоже про доверие к матери, про то, насколько ребенок может рассчитывать на нее.
- Кесарево сечение
Влияние этого вмешательства определяется тем, на каком этапе родов проводится кесарево сечение.
Если оно производится в процессе схваток или потуг, то ребенок успевает пройти 2 перинатальную матрицу и, может быть, войти в 3-ю, то есть, он все-таки получает какую-то часть первоначального жизненного опыта.
Если это плановое кесарево сечение до наступления схваток, ребенок воспринимает его как аборт (угрозу своей жизни) и утрату матери. Он же еще не решил, что ему пора родиться, а значит, он не совсем готов жить вне материнского тела.
У таких людей повышена тревожность, страх смерти, может быть склонность к паническим атакам. Они боятся потерять своих близких. В детстве это может проявляться ночными кошмарами, страхом даже ненадолго расстаться с матерью.
Плановое кесарево сечение вызывает неспособность принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Такие люди не склонны к проявлению инициативы, к лидерским качествам, они готовы подчиняться более сильным, склонны к зависимостям.
- Раннее перерезание пуповины
При раннем перерезании пуповины ребенок не получает значительный для него объем крови, что вынуждает его быстрее переходить на дыхание легкими, усиливая вызванный этим переходом стресс. Сосудистой системе, особенно мелким сосудам и капиллярам приходится работать в более жестких условиях
Пуповина связывает его с матерью, а раннее перерезание пуповины, особенно при кесаревом сечении (а в этом случае пуповина перерезается как можно раньше), только усиливает у ребенка ощущение утраты матери.
Кроме того, йоги считают, что плацента служит носителем информации, которая после родов постепенно передается ребенку через пуповину, которая, в свою очередь, постепенно отсыхает по мере передачи этой информации. По славянской традиции плацента тоже играет важную роль. Она должна оставаться в семье. Ее закапывают под деревом, посаженным в честь новорожденного, которое впоследствии служит для него оберегом и связывает его с родом.
Очевидно, что в наиболее неблагоприятных условиях оказываются дети-ЭКО. С одной стороны, они более покладистые, с другой стороны, они менее инициативные, менее самостоятельные и склонны попадать под влияние других людей.
В детстве для родителей это даже удобно, но во взрослом возрасте это может мешать формированию полноценной личности, созданию своей семьи, профессиональному росту
Что же можно сделать, чтобы помочь детям скомпенсировать неблагоприятные факторы, сопровождавшие их в процессе беременности?Эти дети больше других нуждаются в материнской любви и присутствии матери, особенно в первые месяцы.
Им нужно:
- просто поверить в то, что мама с ними, что они ее не потеряли.
- как можно раньше приучаться к самостоятельности – пользоваться горшком, есть, одеваться
- как можно раньше давать возможность выбора и принятия решений: «Что ты будешь есть?.. Что ты хочешь одеть?.. Куда мы пойдем гулять?» и т.д.
- иметь достаточно большой (но комфортный) круг общения, чтобы они учились дружить и доверять людям
- получить опыт предательства (но не от родителей), чтобы понимать, что зависимость от других людей может быть опасной
- давать возможность почувствовать вкус победы, удовольствие от достигнутого результата.
Психологическая биодинамика позволяет выявить основные стресс-факторы, связанные с периодом беременности и родов и провести коррекцию их последствий.