Материнский инстинкт, или откуда берутся "токсичные" родители
Перечень разделов ↓
«Материнский инстинкт - бессознательное стремление выкормить, вырастить, защитить рожденное тобой существо»
Сейчас все чаще приходится слышать, что современные женщины не могут рожать самостоятельно, и у них практически нет материнского инстинкта. Этим часто оправдывается необходимость жесткого медицинского контроля беременности и родов, хотя, и роды, и беременность – это естественные физиологические процессы, как правило, не требующие обязательного медицинского контроля и вмешательства.
Очень популярной также стала тема «токсичных» родителей, которые портят жизнь своим детям.
Что же происходит с материнским инстинктом, и откуда берутся «токсичные» родители? И действительно ли они "токсичные"?
Кстати, у "токсичных родитедей" могут быть только "токсичные дети. "От осинки не родятся апельсинки". А вот от этом почему-то никто не задумывается.
Все начинается в родах. Роды – это естественный рефлекторный физиологический процесс.
Этапы естественных родов:
- 1 этап начинается с момента начала регулярной родовой деятельности (с появлением регулярных схваток, переходящих в потуги) и заканчивается самостоятельным рождением ребенка
- 2 этап – физический контакт матери и ребенка, их встреча, первый взгляд, первая эмоция матери при виде родившегося ребенка
- 3 этап - ребенок самостоятельно находит грудь матери и получает первую каплю молозива.* Это первое достижение и вознаграждение в его жизни
- 4 этап - рождение плаценты
- 5 этап– сокращение пупочного кольца, постепенная самопроизвольная сепарация плаценты и пуповины, переход ребенка на автономное дыхание и кровообращение.**
*У новорожденного ребенка есть рефлексы, которые дают ему возможность найти грудь матери, если его положить к ней на живот сразу после рождения. Эти рефлексы исчезают в первые месяцы жизни ребенка.
**Пупочное кольцо сокращается после того, как ребенок получает достаточное количество крови из плаценты и перекрывает приток и отток крови через пуповину. За это время кровеносная и дыхательная системы ребенка постепенно «переключаются» в режим автономной работы. Если ее после этого перерезать, «пупочного шока» у ребенка не будет. Если пуповину не перерезать, она сама пересохнет и отвалится через 3-4 дня.
Так устроено природой. И, если этот естественный процесс родов завершается полностью, то ни мать ни ребенок не испытывают стресса, и «травма рождения» не случается. Они просто любят друг друга с первого взгляда. Первая эмоция, которую мать испытывает, глядя на своего ребенка, прикасаясь к нему (ощущение счастья и любви, потребность в заботе о нем), становится основой их взаимоотношений на всю оставшуюся жизнь. В этот момент и «включается» материнский инстинкт.
Первые 40 минут внеутробной жизни ребенка и характеризуются особой восприимчивостью ребенка к внешним факторам. В это время идет активное запечатление объектов окружающей среды, получение первичного постнатального опыта, благодаря чему избирательно запускаются инстинктивные видовые и индивидуальные реакции. (К. Лоренц описал это явление еще в 1935 г. под названием импринтинга.)
Примерно такие же процессы происходят у матери при рождении ребенка, особенно, если это первые роды. Не зря говорят, что в родах рождается не только ребенок, но и мать. Самая первая эмоция матери определяет ее отношение к ребенку на всю жизнь.
Роды в роддоме считаются естественными, если ребенок родился через естественные родовые пути, даже, если была различного рода стимуляция родов и акушерская помощь в процессе рождения ребенка. После рождения ребенку обычно сразу же перерезают пуповину и забирают от матери для послеродовой обработки, которая достаточно неприятна и болезненна для ребенка. Мать может только ненадолго увидеть его. В лучшем случае выполняется ранее «прикладывание к груди», когда ребенка, который находится в руках акушерки, на очень короткое время прикладывают к груди матери и сразу забирают. За это время он не успевает захватить сосок, а мать не имеет возможности взять его в руки и хоть немного побыть с ним.
При этом первые 40 минут после родов мать и ребенок не встречаются, грубо нарушается естественный процесс рождения ребенка, и роды фактически не завершаются. Первый опыт ребенка связан со страхом, болью, утратой матери (или ее отказом от него?), отсутствием ее помощи, заботы и любви. Первый опыт материнства для матери тоже наполнен беспомощностью, чувством вины и страхом за ребенка. И эти чувства определяют их отношения в будущем.
Это обычно и становится причинной всех претензий детей к родителям на тему недолюбленности и недостатка внимания.
Именно так родились практически все, кому сейчас больше 10-15 лет. Только в последнее время в некоторых роддомах или после контрактных родов ребенка сразу после рождения отдают матери и дают им побыть вдвоем хотя бы первые 40 минут-час. А уж потом санитарная обработка, взвешивание и т.д.
Когда ребенка забирают от матери сразу после рождения, мать оказывается в патовой ситуации, в ней конфликтуют 2 самых мощных инстинкта:
- Она не имеет права позволить чужому человеку забрать новорожденного, она должна быть вместе с ним, как того требует материнский инстинкт.
Согласитесь, ни одно животное не позволит просто так отобрать своих новорожденных детенышей, невзирая на размер того, кто попытается это сделать. И в этом плане люди ничем не отличаются от других живых существ.
- Она не имеет права потребовать, чтобы ей отдали ребёнка – этого требует инстинкт самосохранения.
Я думаю, вы согласитесь и с тем, что, если мать даст волю своему материнскому инстинкту и потребует врачей отдать ей новорожденного ребенка, ничего хорошего из этого не выйдет.
В итоге мать делает выбор в пользу инстинкта самосохранения и молча смотрит, как у нее забирают ребенка. Она слышит его крик, но ничего не делает, чтобы успокоить его и быть рядом с ним. Она просто не чувствует своего права на ребенка. особенно, если роды проходили под жестким контролем врачей,которые принимали решения за мать и ребенка.
Это сильнейший стресс для матери, который ломает ее материнский инстинкт. Нарушается связь матери и ребёнка, мать теряет право любить и защищать своего ребёнка.
Фактически мать переживает утрату ребенка, так же как и он, оставшись без матери в самые первые минуты после родов, теряет ее. И эти эмоции становятся определяющими в их отношениях навсегда. Любовь заменяется страхом, в чувство безопасности- ощущением предательства.
Это еще один шаг к «токсичности» матери.
Этот стресс может стать одной из причин послеродовой депрессии. Он сказывается на отношении матери к ребёнку, вызывает неуверенность матери в себе или стремлении стать супермамой.. Проявляться это может как
- тревожность и мнительность (постоянное ожидание опасностей и болезней, бесконечные обследования и лечение ребенка без явной необходимости)
- гиперконтроль
- агрессия по отношению к ребенку (который пытается сделать что-то сам и, тем самым, мешает ей защищать его)
- агрессия к окружающим, в которых она видит потенциальную угрозу ребенку.
Мать может понимать, что делает что-то не то, но понять, в чем причина и изменить свое поведение не может потому, что ее заставляет так действовать материнский инстинкт, «поломанный» в первые минуты после рождения ребенка. Мать боится за ребенка, не уверена в себе, она не может противостоять опасностям, грозящим ребёнку и боится его снова потерять, считает себя плохой матерью (предательницей). Это принимается за любовь и заботу и мешает ей по-настоящему любить ребёнка, верить в него и радоваться за него.
Кто.-то так и остаётся в этом беспомощном и тревожном состоянии. Кто-то, спустя время, пытается его преодолеть с помощью гиперконтроля. Когда попытки все проконтролировать оказываются неудачными, а планы и ожидания не оправдываются, мать срывается в агрессию или в состояние беспомощности. Так происходит снова и снова, даже, когда ребенок становится взрослым.
Отец в стандартных родах оказывается вообще не нужен. Его нет рядом, он не способен помочь и защитить.На подсознательном уровне это воспринимается как его предательство. "Нам было плохо и стращно, а ты.." Он чувствует себя виноватым, ненужным.
Все это сказывается на супружеских отношениях, становится причиной конфликтов между родителями ребенка. Муж чувствует, что жена считает себя виноватой, начинает ее обвинять, подозревать или ревновать. А ее агрессия часто направляется в адрес мужа, провоцируя ответную агрессию, чувство вины или разрыв отношений.
После этого о любви речь уже не идет, а родителям приходится становиться «токсичными», хотя их вины, в этом нет вообще.
Тело защищает сознание матери в тот момент, когда ребенка забирают от нее. Оно прячет самое страшное в себе, и сознание воспринимает происходящее как должное. Именно поэтому мать не может понять причин своего поведения и изменить его.
Эта модель поведения хранится в теле на уровне рефлекса, связанного с ребенком, и именно поэтому сознание ничего не может с этим сделать. Это состояние страха беспомощности и утраты вызывает устойчивую активность левых ключевых зон тела и воспроизводится за счет активности этих зон.
Если мать пытается как-то преодолеть и скомпенсировать это состояние, она может сделать это только с помощью активизации правых ключевых зон тела, отвечающих за жесткие ограничения, контроль и агрессию. Это требует от нее огромных затрат энергии и сил, и она то ведет себя жестко и агрессивно то чувствует сильную усталость и беспомощность.
Ребенок не чувствует себя в безопасности и не получает Любви, опыта которой у его матери просто нет из-за вмешательства в роды, из-за взлома материнского инстинкта.
Техники психологической биодинамики позволяют восстановить нарушенную связь матери и ребенка, наладить адекватные отношения между членами семьи, вернуть им возможность любить друг друга.