Сопровождение в перинатальном периоде

Перинатальный период включает в себя подготовку к беременности, беременность, роды, младенческий возраст ребенка (примерно до 3 месяцев). Каждый их этих этапов связан с существенным изменением образа жизни, приоритетов и физиологического состояния женщины, изменения отношений в семье.
В это время формируется отношение родителей к ребенку, которое становится базой для отношения родителей с ребенком а всю жизнь.
Степень перемен в жизни родителей, особенно при ожидании и рождении первенца достаточно велика. Это, само по себе является сильным стрессом. Именно поэтому естественные физиологические изменения в этом периоде тоже часто вызывают стресс.

Задача сопровождения заключается в том, чтобы минимизировать уровень стресса и позволить стать физиологическому состоянию и восприятию происходящих процессов на всех этапах перинатального периода более гармоничными:

  • информирование о физиологии того или иного этапа (в доступной для понимания форме) позволяет сформировать более адекватное отношение женщины к своему состоянию и нормализовать отношения супругов

  • обучение женщин простейшим техникам самонаблюдения и самокоррекции, основанным на ощущениях собственного тела, позволяет подготовиться к беременности, снижает уровень тревожности в диаде, способствует раннему формированию отношений с ребенком и лучшему взаимопониманию матери и ребенка

    Самое главное - помочь родителям:
    • начать общение с ребенком как можно раньше (иногда даже еще до зачатия)
    • понять, что это личность, что ребенок знает, что ему нужно, а что может навредить
    • научиться слышать ребенка и уважать его мнение,
    • позволить ему решать за себя
    • понять масштаб задач, которые он выполняет во время беременности и в родах, и не мешать ему


  • техники психологической биодинамики
    • помогают выявить психологические причины бесплодия и справиться с физиологическими причинами психологического бесплодия,
    • снижают уровень стресса на всех стадиях перинатального периода,
    • уменьшают риски протекания беременности (нормализация тонуса матки и циркуляции жидкостей организма, снижение риска гипоксии у ребенка во время беременности),
    • позволяют оценить состояние новорожденного, в том числе, на предмет наличия даже «незаметных или незначительных» родовых травм, как физических, так и эмоциональных, и провести необходимую коррекцию.

Цель работы с психологическим бесплодием - найти подсознательные и физиологические причины, препятствующие зачатию, вынашиванию и рождению ребенка и устранить их с помощью техник психологической биодинамики

Здоровье ребенка зависит от того, как относится будущая мать к своей беременности, какие ожидания связаны с появлением ребенка, как проходит беременность и каково эмоциональное состояние матери в этот период. Во время беременности образуется диада мать-дитя (два человека фактически являются единым организмом), и ребенок даже на ранних сроках беременности очень хорошо чувствует состояние матери. Например, повышенная тревожность матери во время беременности впоследствии может стать причиной повышенной тревожности ребенка, причем, у ребенка это может быть уже заложено на уровне физиологии. Поэтому основные задачи на этом этапе – снижение тревожности матери, формирование у нее адекватного отношения к беременности, налаживание взаимодействия в диаде, поддержание оптимального физиологического состояния, профилактика послеродовых депрессий, психологическая подготовка к родам (информирование о способах родовспоможения, показаниях к их применению и возможных негативных последствиях) и послеродовому периоду.

Послеродовой период требует от матери быстрой адаптации к наступившим изменениям, к новому образу жизни и умения ЧУВСТВОВАТЬ, что нужно сейчас ее ребенку. Сопровождение на этом этапе связано с помощью в восстановлении физического и эмоционального состояния матери, обучением ее наблюдению за состоянием ребенка и навыкам самостоятельного взаимодействия с ним, а, главное, с формированием гармоничного взаимодействия в диаде мать-ребенок (диадные отношения сохраняются примерно до 3 лет) - умению "переводить с детского на взрослый".

Это сопровождение не исключает наблюдения в медицинских учреждениях.

Подробнее об этапах перинатального периода - статья «Будущим родителям».