Подготовка ребенка к родам, или все мы родом из родов
Перечень разделов ↓
При работе с клиентами по самым разным запросам я часто выхожу на первопричину состояния-запроса, которая случилась в момент рождения человека.Поэтому я и решила написать о том, что происходит с нами во время рождения, и каким образом это влияет на наше поведение, состояние здоровья, отношения с родителями и окружающими. Ведь именно в это время формируются наши первые и, зачастую единственные, модели поведения в ситуациях, связанных с изменениями в нашей жизни. Все мы родом из родов.
Существует множество курсов по подготовке к родам. Обычно речь идет о подготовке матери к рождению ребенка. Да, для нее это кризисное событие, существенно изменяющее всю ее жизнь, которая уже никогда не будет прежней. И первые роды, это, пожалуй, один из самых сильных кризисов в жизни.
Основное внимание на этих курсах направлено на состояние матери, на борьбу с болью,которую ей причиняет ребенок своим рождением.
То, что происходит в родах с ребенкм, не учитывается. И никто не готовит к родам ребенка.
А ведь для него рождение - это тоже кризис, причем, гораздо более серьезный, чем тот, который переживает его мама.
Он оставляет тело матери, в котором жил и рос, теряет привычные источники кислорода и питания, попадает в непривычную среду обитания, где на него обрушивается шквал новых ощущений, информации и возможностей, о которых он и не подозревал.
И на то, чтобы с этим справиться и начать жить в этой жизни, у него буквально считанные секунды.
Чтобы понять степень стресса, который испытывает новорожденный, представьте, что вас бросили в воду под лёд, и вам нужно быстренько научиться там жить, а, главное, дышать...И новорожденный ребенок с подобной задачей справляется! Может быть, ему можно как-то помочь в этот самый сложный момент его жизни? Или хотя бы не мешать...
Сначала поподробнее разберемся с тем, что происходит с ребенком в родах и в первые минуты после родов.
Конечно в родах могут возникнуть разные ситуации, и бывают случаи, когда есть необходимость в активном родовспоможении, раннем перерезании пуповины, анестезии, кесаревом сечении и т. д.
Эта таблица просто дает понимание о том, как процесс рождения влияет на характер и поведение ребенка, и каким образом это впоследствии сказывается на нашей взрослой жизни.
Для того, чтобы лучше почувствовать, что происходит с ребенком, попробуйте представить себя в аналогичных ситуациях
Этап рождения | Что происходит с ребенком | Первый жизненный опыт |
Схватки | 1. Если все идет своим чередом, нужны, помогают снять мышечные напряжения, сформировавшиеся в теле ребенка во время беременности. Они достаточно комфортны для ребенка. 2. При стимуляции родовой деятельности, схватки жесткие и некомфортные. Стимулятор вызывает спазм сосудов и у ребенка, что может стать причиной мышечного тонуса, гипоксии и повреждений мелких сосудов. 3. Во время схваток матери делают обезболивание. Нарушается взаимодействие между ребенком и матерью – они перестают чувствовать друг друга. | 1. «Я уже не могу жить, как прежде. Перед тем, как начнется что-то новое, возникают трудности и неприятности, ощущение тупика, но это нормально. Нужно просто немного потерпеть.» 2. «Меня подгоняют, а я еще не готов, От меня хотят поскорее избавиться. Я не нужен.» 3. «Я не чувствую маминой реакции на происходящее, мне страшно. Она меня бросила.» |
Потуги и рождение | 1. В нормальных естественных родах ребенок проходит по родовым путям и появляется на свет 2. Родовспоможение (выдавливание или другое активное участие врачей) воспринимается ребенком как насилие, особенно, если мама в это время испытывает страх. 3. Во время кесарева сечения ребенок и мать теряют связь друг с другом, переживая на биологическом уровне состояние утраты друг друга, потому, что такой способ рождения не предусмотрен природой. *При кесаревом сечении ребенок обычно пропускает фазу схваток и потуг и поэтому не получает первый собственный опыт, связанный с наступлением нового: ощущение невозможности жить по-старому, необходимость борьбы за новое и переход в новое качество. | 1. «Наконец-то, появился выход! Теперь я могу что-то сделать сам, чтобы, наконец, началось что-то новое.» 2. «Я боюсь и не хочу, но меня заставляют силой, которой я не могу противиться. Мама тоже боится и не может меня защитить. Я вынужден подчиниться этой страшной силе. Меня некому защитить.» 3. «Мамы больше нет. Я остался один, а без мамы мне не выжить.» |
Чужие руки | Опыта тактильности у ребенка до рождения практически нет. Разве что, легкие прикосновения матери, которые он чувствует через живот. Но теперь уровень этих ощущений совсем другой. После рождения ребенка принимает акушерка. Достаточно часто она, держа его за голову, помогает ему родиться. 1. Акушерка сопровождала беременность, мама ей доверяет, и ребенок тоже знаком с ней. 2. Акушерка незнакомая. Страх акушерки или мамы в процессе родов. | 1. «Мама спокойна и доверяет этому человеку. Они мне помогают, Я могу доверять маме и другим людям.» 2. «Чужой человек, которого боится мама, берет меня в руки. Мне страшно! Мама не может меня защитить. Она бросила меня» |
Перерезание пуповины и первый вдох | Плацента и пуповина – очень важные части (органы) тела ребенка. С их помощью он дышит и получает питательные вещества. Как это можно делать по другому он пока не знает. 1. Пуповину не перерезают вообще. Ребенок остается с плацентой, пуповина сама отсыхает на 4-6 день. Сепарация от матери происходит естественным образом. До 40 дня плацента находится рядом с ребенком. 2. Перерезание пуповины после рождения плаценты и, когда пуповина уже полностью отпульсировала и побелела. Пуповину перерезает мама. В обоих случаях ребенок начинает дышать постепенно, он получает кислород из крови плаценты и из воздуха. 3. Быстрое перерезание пуповины (часто это делается даже до рождения плаценты). Ребенку приходится резко начинать дышать на фоне асфиксии, возникающей при перерезании пуповины. Первый вдох становится для него сильным стрессом, он связан с физической болью (дыхательные пути еще не готовы к такому взаимодействию с воздухом) и ощущением утраты матери, т.е это прямая угроза жизни в результате действий других людей. Принудительная и ранняя сепарация от матери. | 1. «Новое - не страшно. У меня появились новые возможности. У меня есть выбор.» *Подробнее о роли плаценты и уходом за ней 2. «Новое - не страшно. У меня появились новые возможности. У меня есть выбор. Мама со мной, но мы уже отдельно, и это тоже мои новые возможности.» 3. «Другие люди разлучают меня с мамой, и с этим ничего нельзя поделать, они сильнее мамы. Они опасны. Они отняли у меня самую важную часть меня. Я не смогу без этого жить.» |
Изменение температуры окружающей среды | Все время беременности ребенок живет при постоянной температуре около 37 градусов. После рождения он оказывается на воздухе, температура которого обычно не выше 20-25 градусов. 1. Ребенка сразу же кладут на живот мамы и укрывают. Он согревается, перестает бояться - ведь он снова с мамой. 2. Ребенка голышом кладут на весы, измеряют рост, делают другие послеродовые процедуры. | «Как здесь холодно!!!» 1. «Мне снова тепло, мама рядом. Оказывается, новое не так страшно, все быстро налаживается» 2. «Мне холодно и страшно, мамы нет, вокруг чужие люди, я беспомощен. Мама бросила меня. Я не выживу в этом холоде.» |
Изменение границ окружающего пространства | В последние недели беременности ребенок находится в достаточно тесном пространстве, все время ощущает его границы и не чувствует границ своего тела. После рождения он оказывается фактически в «открытом космосе», совершает непроизвольные движения руками и ногами, что вызывает у него страх, мешает спать и есть. 1. Сразу же после рождения ребенка кладут на маму, укрывают, и она держит его. Ребенок успевает спокойно привыкнуть к изменившимся границам окружающего пространства, он чувствует себя в безопасности, постепенно начинает чувствовать границы своего тела, привыкать к окружающему пространству. 2. Ребенка осматривают и пеленают, он находится отдельно от матери. Пеленание помогает в какой-то мере восстановить прежние границы, уменьшая стресс от их исчезновения, но разлука с матерью становится сильным стрессом для ребенка. 3. Ребенок остается на длительное время без матери и без пеленания. Ребенку холодно и страшно, окружающее пространство слишком велико для него, он не чувствует своих границ в нем, а это сильный стресс для ребенка. Ребенку холодно и страшно, окружающее пространство слишком велико для него, он не чувствует своих границ в нем, а это сильный стресс для ребенка. | 1. «У меня появились новые возможности, мне стало свободнее». 2. «Мамы нет. Я в чужих руках. Я в опасности.» 3. «Мне страшно, я слишком мал для этого мира. Я один. Мамы нет. Я в опасности.» |
Действие гравитации | Во время беременности в околоплодных водах ребенок находится почти в невесомости. После рождения он начинает чувствовать свой вес, что тоже становится для него сильным стрессом. 1. Сразу после рождения ребенку дают возможность побыть в воде с температурой 39-40 градусов, постепенно вынимая его из воды и снова опуская в воду. Ребенок возвращается в родную для него теплую водную среду и постепенно привыкает к новым ощущениям (изменение окружающей температуры и действие гравитации), получая возможность ненадолго оказаться в новых условиях и свернуться в прежнее состояние. 2. Ребенка осматривают, измеряют и т.д. | 1. «У меня есть выбор между комфортным старым и пока не очень комфортным новым состояниями и время на адаптацию к новому.» 2. «Все новое некомфортно и страшно. Пути назад нет, я должен подчиняться этим людям.» |
Первый свет, первый звук | Глаза новорожденного ни разу не видели света, а уши не слышали громких звуков. Сразу же после рождения он часто попадает на очень яркий свет, слизистая оболочка глаз впервые соприкасается с воздухом. Глазам становится больно. Ребенок слышит очень громкие резкие звуки. 1. Ребенок рождается в помещении, где нет прямого яркого света и громких звуков. Он находится там с мамой какое-то время. Глаза ребенка постепенно привыкают к свету, мышцы глаз, в том числе, мышцы зрачка включаются в работу постепенно. Первое, что слышит ребенок – тихий и ласковый мамин голос. 2. Обычное яркое освещение. Яркий свет вызывает спазм мышц и сосудов глаз, становится сильным стрессом. Громкие голоса и другие шумы. | 1. «Я вижу маму, я по-новому слышу ее голос. У меня появились новые возможности. Это интересно.» 2. «Мне страшно и неприятно. Я не хочу этого видеть и слышать.» |
Первый вкус | Сразу после родов новорожденному обычно отсасывают слизь из носа и рта или делают промывание холодным (для ребенка) физраствором. Процедура неприятная и может быть достаточно болезненной для ребенка. 1. Ребенка после родов кладут на мать, дожидаются, пока он придет в себя, сам возьмет грудь и получит первую каплю молозива. 2. Ребенку промывают рот и нос. Первый вкус в его жизни неприятен, связан с болью. | 1. «Теперь я могу получать питание по-новому. Это моя новая возможность. Это вкусно.» 2. «Мне страшно и больно. Я не хочу этого, но не могу сопротивляться. Мама не защищает меня, другие сильнее.» |
Первое мнение мамы о ребенке | Образ новорожденного часто связан с глазастыми круглощекими пупсами из рекламных роликов. 1. Мама знает, каким обычно рождается ребенок и рада ему. 2. В первых родах мама часто оказывается не готова к виду новорожденного ребенка. Первая реакция мамы: «Ой, какая страшненькая!», «А почему он такой красный(фиолетовый)?» и т.д. | 1. «Я могу быть собой. Меня любят таким, какой я есть» 2. «Я не нравлюсь маме. Она меня боится. Я – плохой. Я не могу быть собой.» |
Первые слова врачей | Обычно врач, принимающий роды, называет пол ребенка, но иногда добавляет и свою оценку: «Толстушка какая!», «Богатырь!», «Голос громкий -певцом будет» и т.д. | «Окружающие хотят, чтобы я был таким, как они говорят. Они сильнее меня. Я не могу быть собой. Я должен быть таким, как они хотят.» |
Оценка по АПГАР | АПГАР - это, "простой метод для начальной оценки состояния ребёнка с целью выявления необходимости реанимационных процедур."(Википедия) Шкала Апгар была разработана для медперсонала с целью определить, каким детям требуется более тщательное наблюдение". Чем мягче для ребенка прошла беременность и роды, чем меньшему стрессу он подвергался в процессе родов, тем лучше будут и оцениваемые показатели. Часто мать очень эмоционально реагирует на оценку по АПГАР, сравнивает своего ребенка с другими. | «Мамино отношение ко мне зависит от мнения других людей. Если я буду выполнять их требования, она будет ко мне лучше относиться. Их мнение важнее маминого. Мне надо завоевывать право на любовь и быть таким, как кто-то другой» |
И это еще далеко не все стрессовые для ребенка ситуации, которые могут возникнуть в родах…
Как же помочь ребенку и сделать его переход в "другую жизнь" более комфортным?
Все достаточно просто.
1. Мама может недели за 2-3 до родов рассказать и объяснить ребенку, что и как будет происходить с ним, начиная с процесса схваток. Рассказать, для чего это нужно, какие новые возможности он получит в итоге.
2. Мама снова расскажет все это ребенку во время родов: «Помнишь, я уже говорила тебе... Вот сейчас это и происходит. Ты - молодец. У тебя все очень хорошо получается.»
Она будет с ним все время родов, будет чувствовать его, помогать ему.
Ведь ребенку в родах труднее, чем матери.
Это его боль и страх она чувствует как свою.
И, если она сможет в процессе родов дать ему ощущение защиты и безопасности, все пройдет гораздо легче, и, главное, ребенок будет знать, что рядом взрослый человек, которому можно доверять и который поможет в трудную минуту.
Это тоже очень важный первый жизненный опыт ребенка. И именно в этот момент начинаются отношения мать-ребенок.
Правило: «Если тебе трудно, помоги тому, кому труднее, чем тебе»,- очень подходит для матери в родах.Итак, начинаем разговор…
Если внимание матери будет направлено на ребенка, а не на боль и мучения, то и боли будет гораздо меньше или не будет совсем.
Тебе уже пора начинать свою, отдельную жизнь. Тебе уже тесно и неудобно, тебе хочется чего-то большего, и ты готов к этому. Поэтому я хочу рассказать тебе о том. что тебя ждет в ближайшее время.
- Сначала тебе станет очень тесно, и тебя будет сдавливать со всех сторон. Но ты не бойся. Это нужно для того, чтобы подготовить твое тело для выхода в жизнь. Это уменьшит напряжения мышц, образовавшиеся во время беременности, чтобы ты легче прошел по родовым путям.- Потом ты будешь протискиваться в открывшийся ход, чтобы выйти наружу. Там тебя первой возьмет на руки другая женщина, не я.
Но не бойся, она не сделает тебе ничего плохого, она помогает нам. И совсем скоро ты будешь со мной.
Если ты почувствуешь какой-то страх - это ее страх, а не твой и не мой страх, И это она не тебя боится, а того, что сама может сделать что-то неправильно.
Все будет хорошо, я точно знаю, ведь ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится.
- Потом тебе перережут пуповину, которая связывала нас все это время. И, возможно, это будет больно и страшно, но это не значит, что ты потерял меня. Просто теперь ты можешь быть не привязанным ко мне. Это твои новые возможности.
Здесь так принято – перерезать ее поскорее. Зачем? Не знаю... Им кажется, что так лучше.. Кому лучше? Не знаю... Но здесь так принято.
Главное, не бойся меня потерять. Я всегда с тобой. В этой жизни будет много хорошего, но будут и трудности, и боль, и утраты.
Это твой первый опыт боли и утраты. Но у тебя все получится, и ты справишься с ними, и мы снова будем вместе.- Потом ты сделаешь первый вдох. Да, это будет очень непривычно, и, может быть, даже больно -ведь ты никогда этого не делал.
Но твое тело уже готово к этому и знает, как это сделать, поэтому не бойся, а, если почувствуешь, что по-прежнему «дышать» уже не получается, просто дыши, как это делаю я.
У тебя обязательно все получится. И это нужно, чтобы ты мог жить, не будучи привязанным ко мне.
Через 2-3 вдоха ты поймешь, что ты можешь жить в этом мире и дышать. И это тоже твоя новая возможность. И, конечно, я всегда буду рядом, когда тебе это будет нужно.
- Потом ты почувствуешь сильный холод, увидишь яркий свет, услышишь очень громкие звуки. Сначала это может быть не очень приятно, но ты быстро привыкнешь, и это даст тебе возможность увидеть и узнать много интересного, даст тебе другие новые возможности. Тебе просто надо будет научиться ими пользоваться. И у тебя это очень быстро получится. Ты уже готов к этому.
Глаза ты можешь закрыть, и свет будет не таким резким, а потом они постепенно привыкнут к нему.
Самое страшное для тебя - это холод. Тебе придется какое-то время в нем побыть, но это не угрожает твоей жизни.
Зачем? Здесь почему-то так принято... Им важнее тебя взвесить и измерить, чем избавить от этого холода. Почему? Не знаю… Они просто не помнят, как это страшно, когда они сами только что родились. Кстати, наверное, именно поэтому они и не помнят, и не задумываются, о том, как тебе холодно..
Но, поверь, этот холод не смертелен. Тебя скоро завернут в пеленки и одеяло или отдадут мне, и тебе станет теплее. Да, не так тепло как раньше, но здесь вообще все по-другому, зато здесь много нового и интересного.
-У тебя здесь появляются новые возможности, которых не могло быть раньше, там, до рождения, и к которым ты уже готов.
Ты научишься здесь очень многому – дышать, видеть, слышать, есть, спать, сидеть, ползать, ходить. говорить. увидишь других людей, сможешь с ними играть, дружить.. В общем. здесь очень интересно, и у тебя все получится.
- Там будут другие люди, и они будут что-то говорить про тебя, осматривать и оценивать тебя, но это все не важно. Главное, что я тебя люблю таким, какой ты есть, просто потому, что ты - мой ребенок.
- Здравствуй! Спасибо, что пришёл! Я тебе очень рада!!!
P.S. Я даже не знаю, кому нужнее этот разговор - матери или ребенку.
Он помогает матери понять, что она - взрослая, что ее ребенок теперь начинает учиться жить самостоятельно, а его первый опыт в будущем станет его моделью поведения при появлении в его жизни чего-то нового. И, если его подготовить к рождению, дать ему ощущение поддержки, пройти этот путь вместе с ним, объясняя, что происходит сейчас, то даже очень серьезные изменения в его жизни будут восприниматься им не как катастрофа, а как новые возможности, а мать юудет знать, как ешл поддержать. в трудных ситуациях.
Точно также вы можете ребенку объяснить все, что с ним происходит во время родов, если я не упомянула об этих ситуациях здесь.
А, если ваши дети уже родились, а вы теперь сожалеете, что что-то пошло нет так, и вам бы захотелось пройти роды по-другому, вместе с ними, вы можете мысленно вернуться в то время и рассказать ребенку, что с ним происходило тогда, успокоить его, дать ему ощущение своего присутствия, любви и заботы, начать ваши отношения заново.Эта книга пришла ко мне, когда всё это было почти полностью написано:"За рождение без насилия" Фредерик Лебойе