Будущим родителям
Перечень разделов ↓
Стадии развития семьи и рождение ребенка
Формирование ребенка во время беременности
Порядок рождения и развитие личности детей
Обычно будущими мамами принято называть беременных женщин, но, наверное, было бы правильнее называть так тех, кто только задумывается о том, что в будущем у них будет ребенок. Ведь не родившийся еще ребенок практически с первых дней беременности чувствует состояние матери: на 10-й неделе беременности он уже способен реагировать на прикосновение к любому участку его тела, несмотря на то, что весит всего около 10 г, а на 13-й неделе он уже может поворачивать голову, совершает движения ногами и руками. И каждый день в развивающемся организме происходят очень важные глобальные изменения - закладываются и развиваются жизненно важные органы и системы. Особенности его формирующихся физических и психических функций и последующий жизненный сценарий напрямую зависит от состояния матери во время беременности. Поэтому очень важно, чтобы состояние матери было максимально комфортным, ничто не мешало нормальному развитию ребенка, а главное, чтобы он постоянно чувствовал, что его ждут и любят.
Полезная информация на фейсбуке
После родов действующие в системе «мать – дитя» законы остаются в силе: все происходящее с матерью влияет на ребенка и наоборот. Этот (перинатальный) период длится, пока существует система «мать – дитя», характеризующаяся следующими признаками:
- наличие симбиотической связи матери и ребенка;
- несамостоятельность психики ребенка, зависимость ее от особенностей материнских психических функций;
- отсутствие у ребенка самосознания, т. е. четких телесных границ и границ психики, неспособность его выделять себя из окружающего мира.
Все эти признаки можно обнаружить примерно до трех лет жизни ребенка. Однако достаточно тесная связь матери и ребенка существует до 12-14 лет, а иногда гораздо дольше.
Оптимальными условиями зачатия, вынашивания, рождения и вскармливания здорового ребенка являются гармоничные отношения его родителей: супруги любят друг друга, их семейная жизнь устоялась, серьезные противоречия разрешены, желание иметь ребенка обоюдно, они перестают предохраняться от беременности, их интимные отношения становятся целенаправленными, осмысленными и приобретают еще большее очарование, доставляют еще большее наслаждение. Совместные хлопоты, решение проблем, которые предшествуют началу воплощения в жизнь мечты иметь ребенка, заставляют супругов быть более ответственными, укрепляют отношения. Желательно, чтобы в этот период будущие родители как можно больше времени проводили вдвоем и им никто не мешал. Хорошо, если мужчина и женщина могут связать зачатие своего ребенка с определенной обстановкой, местом, ситуацией и смогут в дальнейшем в течение многих лет возвращаться туда в воспоминаниях и наяву. Еще древние считали, что наслаждение прекрасной природой, произведениями искусства способствует зачатию и благоприятно влияет на течение беременности. В этот период важно вести здоровый образ жизни, рационально питаться. Очень полезно длительное пребывание на свежем воздухе, адекватные физические нагрузки. Доказано, что прием поливитаминов супругами в течение двух недель до зачатия и двух недель после него предупреждает многие осложнения беременности. Ведь именно в течение двух недель созревают мужские половые клетки (сперматозоиды).
Сейчас существует много различных программ подготовки к родам. Некоторые программы перегружены занятиями, на которых преподаватель толком не проводит диагностики и всем женщинам дает одинаковые задания. Одни предлагают арт-терапию, другие, увлекаясь йогой, предлагают беременным заниматься только ею, третьи обучают женщин «развивать личность и интеллект» формирующегося ребенка специальными занятиями. Четвертые, любители бани, уверены, что основой дородовой подготовки должны быть водные процедуры и регулярные посещения парилки… Список можно продолжить. Увлеченные авторы дают женщинам очень жесткие установки, касающиеся того, каким образом и где она должна рожать. Любое отклонение от указанного плана, вызванное объективными обстоятельствами, может спровоцировать у женщины стресс.
«Тебя загипнотизировали с детства, что слушать свой собственный голос – это шизофрения. А слушать учительницу, которая слушала ректора, который слушал профессора, который читал умные книжки, которые написали умные дяди, которые слушали других дядей и читали другие книжки, написанные «шизофрениками», услышавшими свой собственный голос – это нормально, это истина.» Беременная женщина – мудрая женщина, она живет своей жизнью, и если она здорова и не нуждается в помощи, вмешательство в ее внутренний мир недопустимо! Она интуитивно многое знает и способна многое делать правильно, специально этому не обучаясь. Главная ценность интуитивного постижения кроется в его естественности, не искаженной обучением. Наверное, лучше доверять своим чувствам и ощущениям, чем «универсальным» советам посторонних людей. А еще вы можете задавать вопросы своему еще не родившемуся ребенку, советоваться с ним и учиться понимать его.
Само решение иметь ребенка, как правило, неоднозначно воспринимается разными членами семьи. Его рождение приводит к смене социальных ролей, отношений в семье. Это может быть причиной скрытых и явных конфликтов, переживаний. Как любая система, семья имеет следующие свойства:
- система как целое больше, чем сумма ее частей;
- любое воздействие на систему в целом влияет и на каждый ее элемент;
- изменение любого элемента системы приводит к изменениям остальных элементов системы и всей системы в целом.
Структура и функции семьи меняются в зависимости от стадий жизнедеятельности семьи.
Стадии развития семьи и рождение ребенка
Семья, как человек, проходит стадии рождения (свадьба), младенчества, развивается и болеет. Может выздороветь или преждевременно умереть (развод). Иногда «заболевания» семьи приобретают хроническое течение. Рождение ребенка в здоровой семье благоприятно, в больной – чревато нарушениями его развития и здоровья. Иногда оба супруга или один из них видит в зачатии и рождении ребенка способ выхода семьи из критической ситуации, ее выздоровления. Но рождение ребенка в критической ситуации или даже намеренная попытка разрешить ее с помощью беременности и родов, как правило, не успешна. Ребенок при этом не оправдывает надежд, связанных с благотворным влиянием его появления на отношения супругов, и это отрицательно сказывается на отношении к нему родителей, а значит, и на здоровье малыша, препятствует его нормальному развитию.
Закономерность чередования стадий прослеживается в подавляющем большинстве семей, однако продолжительность стадий может быть разной. Это связано как с личностными особенностями членов семьи, так и с влиянием факторов внешней среды:
- добрачные отношения
Довольно часто заключение брака и образование новой семьи напрямую связано с беременностью и ожиданием родов. На этой стадии ребенок нередко не представляет для молодой женщины особой ценности, а лишь является средством решения личных проблем. В этом случае наблюдаются трудности формирования раннего диалога матери и младенца. Они значительно усугубляются, если ребенок не оправдывает возложенных на него надежд. Воспитание такого младенца, как правило, осуществляется по типу гипоопеки, характеризуется бессознательным или осознаваемым непринятием малыша матерью, что негативно отражается на его развитии и состоянии здоровья.
- конфронтация
Строя семью, каждый опирается на свой опыт, полученный в семьях родителей. Зачастую эти представления противоречивы, что приводит к конфликтам. Только начав совместную жизнь, молодожены с удивлением отмечают, что избранник (избранница) сильно отличается от того образа, который они себе создали. То, в какой степени отличаются ожидания от реальности, определяет уровень конфликтности отношений. Родители молодоженов с обеих сторон нередко нарушают границы их семьи, прямо или косвенно убеждая своих детей в том, что только их родительские семьи достойны подражания. В результате противостояние супругов нарастает. Беременность и рождение ребенка в этой ситуации, как правило, не укрепляет, а расшатывает семью.
- компромиссы
На этой стадии супруги осознают невозможность существования друг без друга. Чтобы улучшить отношения, они уже готовы менять себя, а не партнера. Совместными усилиями определяются семейные роли, права, обязанности каждого из супругов. В этот период они начинают больше понимать, уважать друг друга. Отношения постепенно становятся все более и более конструктивными. Новорожденный в такой семье желанен, любим. Для родителей он представляет самостоятельную ценность, а не средство манипуляции, позволяющее решать какие-то личные проблемы.
- зрелая семья
Рождение детей в зрелой семье благоприятствует формированию раннего диалога младенца с родителями, развитию здорового ребенка.
- экспериментирование с независимостью
Эта стадия начинается в связи с периодом личностного кризиса (кризиса среднего возраста) одного или обоих супругов. На этой стадии часто возникает реальная угроза разрыва. Попытка предотвратить его с помощью беременности и родов, которая иногда предпринимается одним из супругов или с обоюдного согласия, к успеху почти никогда не приводит.
- ренессанс супружеских отношений
Если семья сумела пережить кризис, то нередко отношения между супругами становятся еще более близкими и доверительными, чем до него. Именно в этой ситуации может возникнуть желание родить еще одного ребенка. Так появляются на свет дети, имеющие братьев (сестер), которые старше их на 10 и более лет. Новорожденные любимы, их появление на свет радует всех, включая сестер и братьев, успешно формируется ранний диалог ребенка с семьей. Однако воспитывают этого последнего ребенка часто по типу потворствующей гиперопеки. В результате ребенок нередко растет эгоистичным, изнеженным, несамостоятельным, у него могут развиваться невротические реакции.
Продолжительность беременности при нормальном ее течении составляет 10 лунных месяцев, или 280 дней. В течение этого времени происходят значительные изменения в женском организме, развиваются системы и органы формирующегося ребенка, а также органы, обеспечивающие совместную жизнедеятельность матери и ребенка. Все это сопровождается значительными изменениями психики женщины, постепенным становлением и развитием психических функций формирующегося ребенка. В начале беременности у беременных отмечается некоторая заторможенность, повышается потребность во сне. Подобные изменения носят адаптивный характер, так как приводят к благотворному снижению активности женщины (в том числе сексуальной), к увеличению времени, отводимого на отдых и сон, к ограничению контактов беременной с внешней средой. Женщине необходимо время, чтобы привыкнуть к изменениям форм тела, а также к нередко встречающимся в разных сочетаниях слабости по утрам, тошноте, сонливости, к болям в пояснице и в животе, к судорогам в ногах, к учащению мочеиспусканий, склонности к запорам и пр. Физиологические изменения, связанные с беременностью, влияют на эмоции женщины. С одной стороны, женщина испытывает радость, удовлетворение и чувство гордости в связи с состоявшимся материнством, с другой – страх взросления, опасения осложнений течения беременности и родов, сомнения в своей материнской компетенции и состоятельности.
К основным неблагоприятным психосоциальным факторам можно отнести:
- незапланированную беременность;
- нежелательность беременности (как на сознательном уровне, так и на бессознательном) женщиной, мужчиной, ее значимыми близкими родственниками;
- дисгармоничные супружеские отношения;
- дисгармоничные отношения с близкими родственниками, особенно с матерью;
- наступление беременности в неблагоприятную стадию развития семьи;
- течение беременности на фоне значительных повседневных перегрузок;
- стресс или хроническую психотравмирующую ситуацию, на фоне которой протекает беременность.
Акушерский календарь беременности за точку отсчета (или наступления беременности) берет первый день последней менструации женщины. Поэтому истинный срок беременности (его еще называют эмбриональным сроком) обычно наступает позже акушерского срока на две недели. Вся беременность в акушерском календаре разбита на недели, месяцы и триместры. Неделя – это 7 дней, в месяце 4 недели или 28 дней, всего беременность продолжается 40 недель или 10 акушерских месяцев. Для удобства наблюдения за беременной женщиной вся беременность разделена на три отрезка или триместра: I триместр – первые 12 недель, II триместр – 13–24 неделя, III триместр – 25–40 неделя. Каждый триместр беременности имеет свои особенности, которые отличают его от остальных
- в первом триместре возможно появление некоторой раздражительности, общее снижение фона настроения. Осознание факта беременности у любой женщины становится доминирующей идеей, вызывает эмоции, характер которых зависит от того, планировалась или нет беременность, каких реакций на новость ожидает женщина от мужа и других значимых родственников;
- во втором триместре женщина находится в состоянии психологического комфорта, ее настроение ничем не омрачено;
- в третьем триместре отмечается повышение уровня тревожности в начале и ее снижение к последним неделям. Активность женщины в третьем триместре связана с подготовкой к послеродовому периоду. Женщина жалуется на то, что беременность ей надоела, выражает стремление к ее скорейшему окончанию. Это происходит на фоне выраженных колебаний эмоций от радостных переживаний, связанных с предстоящим материнством, до тревожно-депрессивных сомнений в благоприятном исходе родов. На этом фоне может возникнуть или обостриться наблюдавшийся уже в прошлом триместре симптом страха пред родами. Женщина начинает мечтать о том, чтобы избежать родов, хотя, с другой стороны, мечтает о благополучном завершении беременности.
К критическим периодам, во время которых формирующийся ребенок становится особо восприимчив к воздействию патогенных факторов, относятся:
- первые 5–6 дней после зачатия. За это время оплодотворенная яйцеклетка должна пройти маточную трубу и закрепиться в матке. При нарушении процесса прохождения, при неудачном месте имплантации или недостаточно качественном закреплении в слизистой матки возможно прерывание беременности (выкидыш);
- период с 4-й по 6-ю неделю беременности, во время которого устанавливаются симбиотические отношения женщины и формирующегося ребенка, согласуются физиология организма взрослой женщины и физиология формирующегося ребенка;
- период с 20-й по 24-ю неделю беременности, во время которого идет становление основных систем организма плода, приобретающих к концу 24-й недели свойства, характерные аналогичным органам и системам новорожденного.
Формирование ребенка во время беременности
На 4-й акушерской неделе (2-й неделе после оплодотворения) происходит имплантация эмбриона в слизистую матки, после чего начинается развитие плодных оболочек, пуповины и плаценты, обеспечивающих внутриутробную жизнедеятельность формирующегося ребенка. На этом сроке популярный тест на беременность еще может давать отрицательный результат.
К 6-й неделе образуются прообразы сердца и других основных внутренних органов и систем организма. При ультразвуковом обследовании можно определить размер плода. От головы до копчика он составляет примерно 4–7 мм и весит около 3 г.
На 8-й неделе у формирующегося ребенка уже работает сердце, можно даже снять электрокардиограмму. Можно различить пищевод, желудок, кишечник, поджелудочную железу. Начинает работать печень, функционируя как кроветворный орган, обозначаются позвонки. Голова формирующегося ребенка сильно наклонена вперед, начинает работать вестибулярный аппарат. Появляются очертания лица. Копчико-теменной размер (КТР) формирующегося ребенка 1,5 см.
На 9-й неделе начинают прорисовываться губы, появляются маленькие ушные раковины, есть зачатки глаз, ушей, рта. Руки и ноги шевелятся. Развивается тактильная чувствительность.
К началу 10-й недели продолжается бурное развитие органов и систем, а плацента все еще не сформировалась, поэтому формирующийся ребенок особенно чувствителен к различным вредным факторам. С этого времени формирующийся ребенок принимает характерную позу эмбриона: голова наклонена, руки прижаты к телу, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу. Он уже способен реагировать на прикосновение к любому участку тела. КТР составляет примерно 3,3 см, а вес около 10 г.
На 12-й неделе на лице формирующегося ребенка появляются губы, он может открывать рот. Печень и почки принимают такое же положение, которое будет сохраняться после рождения. На пальцах рук и ног появляются ногти. Развиваются проводящие пути центральной нервной системы, возрастает двигательная активность.
На 13-й неделе ребенок может поворачивать голову, совершает движения ногами и руками, сжимает кулачки, однако женщина этих движений пока не чувствует. У него хорошо развит язык. Он может пытаться делать сосательные движения.
На 15-й неделе беременности формируется хватательный рефлекс. Уже развиты основные органы, ответственные за восприятие различных ощущений и их представительства в головном мозге. Отмечаются хорошо выраженные двигательные реакции на изменение эмоционального состояния матери. Хорошо сформированы почти все кости. Длина плода составляет около 10 см, а вес почти 50 г.
К 16-й неделе ребенок уже начинает координировать движения рук, способен крутить головой, откидывать ее, сосать палец. Заканчивается дифференцировка наружных половых органов, пол, предопределенный уже в момент оплодотворения, становится различим визуально.
На 18-й неделе у ребенка наблюдается выраженная реакция на звуковой раздражитель. Его активные движения в виде нежных мягких касаний или бульканья становятся ощутимыми. Это очень важное событие – ощущение первых шевелений… КТР 15–17 см вес примерно 120 г.
К 19-й неделе периоды двигательной активности формирующегося ребенка в течение примерно 20 минут чередуются сорокаминутными периодами покоя. За сутки он совершает до 150 движений конечностями, может широко открывать рот, имитируя зевание. Он хорошо слышит и дифференцирует звуки.
К 20-й неделе появляется мимика. Нельзя перегружать сенсорные каналы формирующегося ребенка, однако их обязательно нужно стимулировать (разговаривать с ним, прикасаться к нему через брюшную стенку). Если женщина в это время научится общаться с ребенком, чувствовать его ответную реакцию, это благотворно скажется на течении беременности, снизит тревогу женщины, повысит уверенность в себе и позволит матери лучше понимать и чувствовать ребенка и после его рождения.
На 23-й неделе у формирующегося ребенка уже есть ресницы и брови. Он хорошо слышит и при резком звуке вздрагивает. Ребенок способен запоминать звуки, у него можно выработать условный рефлекс - если звуки повторяются длительное время, наступает привыкание к ним и вздрагивания не происходит. Он очень подвижен, и мать уже не путает его движения с перистальтикой кишечника.
На 26-й неделе ребенок способен дифференцировать звуки, по-разному реагировать на голоса, интонации. Считается, что с 26 недель ребенок при рождении сможет сделать первый вздох и закричать, однако, для того, чтобы он выжил вне организма матери, необходимо создание специальных условий и особый уход. Длина его тела 30 см, а вес составляет 600–700 г.
На 29-й неделе активность повышается, органы чувств работают все более интенсивно. В течение дня ребенок слышит более ста различных звуков, но так как они доносятся через жидкую среду, лучше воспринимаются низкие тона. Многими фактами подтверждается, что ребенок способен воспринимать информацию извне, дифференцировать и запоминать ее.
На 30-й неделе он хорошо ощущает прикосновения через брюшную стенку женщины, может отвечать на них. При росте примерно 35 см ребенок весит около 1 кг.
На 32-й неделе легкие полностью сформировались. Ребенок начинает совершать дыхательные движения. Поскольку умение дышать еще не сформировано окончательно, дыхательные движения часто сбиваются на икоту, которая воспринимается женщиной как ритмичные одинаковые толчки в одном месте живота.
На 35-й неделе сердце ребенка совершает 120–160 ударов в одну минуту. Он может уже повернуться головой вниз, и через переднюю стенку живота нетрудно прощупать его ножку или ягодицы. Об окончательном положении формирующегося ребенка нельзя судить вплоть до родов, так как в любой момент он может перевернуться.
К исходу 38-й недели ребенок хорошо развит и уже готов к рождению. Он уже настолько велик, что занимает практически все пространство матки. Особенно быстро растет голова, достигающая к девятому месяцу 60 % размера головы взрослого. Диаметр головы 9 см, рост 45 см, вес около 2,5 кг. Беременность доношена.
На 39-й неделе женщина ощущает давление в нижней части живота, оказываемое головкой ребенка, опускающейся в полость таза. В это время он, как правило, уже принимает положение, в котором будет рождаться:
- головой вниз (головное предлежание);
- головой вверх (тазовое предлежание);
- поперек матки (поперечное положение).
На 40-й неделе все функциональные системы ребенка готовы к родам и адаптации к внеутробному существованию. Особенности строения костей черепа (несформированность швов между ними и наличие большого теменного и малого затылочного родничков) позволяет ему менять конфигурацию во время прохождения родовых путей. К моменту рождения длина ребенка составляет примерно 48–56 см, а весит он около 3000–4000 г, диаметр головы 9 см.
Не только для новорожденного, но и для его родителей ситуация родов является сильнейшим стрессом. И если они все вместе его преодолевают, это способствует возникновению качественно иных, воистину родственных отношений. Присутствие отца при рождении его ребенка – это сильное потрясение, воздействующее на все сферы личности человека: эмоциональную, когнитивную, поведенческую. Анкетирование супружеских пар через 6-12 месяцев после партнерских родов показало, что 83 % опрошенных женщин не сомневаются в правильности решения рожать вместе с мужем, удовлетворены его поддержкой в родах. Только 17 % скорее удовлетворены, чем нет. Негативно оценивающих этот опыт не было. 94 % женщин говорят о любви и внимании мужа к ребенку после совместных родов, 83% мужчин также расценивают свое отношение к ребенку, как всепоглощающее чувство любви.
Не только для младенца, но и для матери, а также и для отца (если только он был настоящим партнером жены в этом процессе) сразу после родов наступает короткий период, в течение которого они способны к моментальному запечатлению, сопровождающемуся эмоциями высокого накала. Усиливаются все переживания, связанные с принятием новой психологической, социальной роли родителя. Когда мужчина через глубокое сопереживание жене становится причастным к факту рождения, проживает происходящее вместе с ней – в это время рождается не только ребенок, в этот момент рождается и Отец.
Однако, в настоящее время можно наблюдать резко контрастную картину последствий партнерских родов: семейная ситуация пар, участвовавших в них, варьируется от резкого ухудшения отношений до прямо противоположного эффекта гармонизации взаимоотношений. Высказываются как позитивные, так и негативные мнения о целесообразности и последствиях участия мужчины в процессе рождения его ребенка. Наряду с положительными субъективными отзывами мужчин – участников родов есть немало таких, которые носят ярко выраженную негативную окраску. Описываются страх, ощущение собственного бессилия и ненужности в данной ситуации. Следствием присутствия на родах, по мнению некоторых мужчин, является дальнейшее нарушение семейно-брачных, интимных отношений, депрессия, противоречивое отношение к ребенку.
Прежде чем принять решение о совместном участии в родах, родители должны обладать полной информацией о психологической специфике родового процесса, представлять силу воздействия этого процесса на личностную сферу, быть образованными и подготовленными. Если совсем неподготовленный или неверно подготовленный мужчина оказывается свидетелем процесса родов, его присутствие может оказаться даже вредным. В то же время, грамотно подготовленные и правильно проводимые партнерские роды обеспечивают благоприятный эмоциональный фон, снижают количество осложнений.
Поведение мужчины, участвующего в партнерских родах, может быть разным. Во многом оно зависит от качества дородовой подготовки. Г.Б. Мальгина с соавторами выделяют три варианта поведения мужчин в партнерских родах.
1. Активно-адекватное, характеризующееся активным участием. Мужчина уверенно помогает жене принять наиболее удобную позу, умело осуществляет некоторые обезболивающие манипуляции, выполняет рекомендации медицинского персонала, играя роль своеобразного «посредника» между ними и роженицей. Он, как правило, бурно радуется появлению ребенка, не мешая при этом медицинскому персоналу.
2. Пассивно-созерцательное поведение характеризует мужчин, смутно представляющих себе, чем и как они могут помочь роженице, а поэтому практически не участвующих в процессе родов. Они находятся как бы в стороне, наблюдая за действиями жены, медицинского персонала, но при этом не мешая и не вмешиваясь в процесс. При появлении новорожденного бурной радости такие мужчины, как правило, не выражают, но эмоциональное отношение к ребенку в целом теплое. Нередко более интенсивно они выражают свою радость, благодарность супруге и медицинскому персоналу через час после окончания родов.
3. Агрессивно-наступательное поведение проявляется попытками мужчин активно и бесцеремонно вмешиваться в действия медицинских работников, требовать у них подробного отчета и объяснения любой манипуляции, «командовать» действиями жены, не помогая ей. Агрессивно-наступательное поведение мужчины в родах может мешать их течению, нервировать роженицу, провоцировать конфликты с персоналом. Поэтому его присутствие в родильном зале во время потужного периода нежелательно. После благополучного рождения ребенка мужчина может вернуться к супруге и с ней порадоваться новорожденному. При этом, как правило, тревога и агрессивность сменяются радостью и благодарностью.
Практика показывает, что если оба супруга настаивают на присутствии мужчины и во время периода изгнания плода, предпочтительнее чтобы мужчина стоял у головы роженицы, говорил ласковые слова, гладил, поддерживал за плечи. Лучше, если женщина при этом не будет видеть его лица, на котором отражается очень сложная гамма чувств, часто негативных (волнение, тревога, страх и т. п.). Иногда сильные, волевые мужчины приходят в отчаяние из-за того, что помощь их так пассивна.
При правильной организации и подготовке партнерские роды имеют ряд преимуществ:
- снижается травматизм новорожденного;
- партнерские роды требуют употребления меньшего количества медикаментозных препаратов, реже возникает необходимость оперативного родоразрешения, сокращаются сроки пребывания в родильном доме; снижается потребность в реабилитации в условиях детской клиники;
- отношения супругов становятся более гармоничными, формируются оптимальные формы привязанности ребенка к обоим родителям, предпочитаются гуманные конструктивные варианты семейного воспитания;
- партнерские роды создают благоприятную ситуацию для формирования последующих взаимоотношений в семье.
Рождение является для ребенка сильнейшим стрессом. Мучительный процесс борьбы за рождение достигает своей кульминации, за пиком боли и напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Однако радость освобождения сочетается с тревогой: после внутриутробной темноты, постоянной температуры ребенок впервые сталкивается с ярким светом, холодом, новыми тактильными ощущениями, надо дышать… Отсечение пуповины прекращает телесную связь с матерью, и младенец становится анатомически, но не психологически независимым.
Первые 40 минут после рождения являются критическим периодом и характеризуются особой восприимчивостью ребенка к внешним факторам. В это время идет активное запечатление объектов окружающей среды. В момент родов и в первые несколько часов после родов опыт, переживаемый ребенком и матерью, абсолютно уникален, а потому, запечатлеваясь, создает определенные поведенческие модели, используемые во взрослом состоянии в виде поведенческих реакций. Прикосновения, звуковые сигналы, установление контакта глаза в глаза, улыбки, играют огромную роль в формировании взаимоотношений ребенка и родителей. Поэтому очень важно, чтобы среди первых запечатленных предметов окружающей среды оказалась мать, а также отец, что возможно при партнерских родах.
Даже если младенец доношен и здоров, неправильная организация ухода за ним в раннем постнатальном периоде может создать хроническую психотравмирующую ситуацию. В результате возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития. Чтобы этого не произошло, маленький ребенок должен быть окружен заботой и вниманием.
В первые часы после рождения формируется взаимная регуляция в паре «мать – дитя», обеспечивающая в дальнейшем способности ребенка регулировать свое эмоциональное состояние, а матери – понимать его. Ранний контакт кожа к коже ребенка и матери, осуществляемый сразу же после родов, успокаивает младенца, препятствует его переохлаждению. Раннее прикладывание младенца к груди способствует лактации у матери. Кроме того, совместное пребывание матери и младенца сразу же после родов необходимо для того, чтобы она могла проявить свое стремление к заботе, что способствует успешному формированию интуитивной незримой связи между ребенком и матерью, возникающей после рождения, благодаря которой они сохраняют общие границы и продолжают оставаться единым целым.
Разнообразие отношений человека к окружающему миру, к себе, формирование личности человека, определяются паттернами, постепенно возникающими на основании опыта самых первых человеческих взаимоотношений в диаде «мать – дитя». Успешность развития раннего диалога между младенцем и матерью, во многом определяет впоследствии становление типа семейного воспитания. Раннее разлучение ребенка с матерью после родов затрудняют адаптацию младенца к новым условиям жизни, становление его терморегуляции, делает ребенка более уязвимым.
Особое значение в формировании раннего диалога между матерью и ребенком имеет кормление грудью. В ситуации кормления грудью частично восстанавливается единение физических границ матери и ребенка, у ребенка снижается сепарационная (базальная) тревога. И это не менее важная задача грудного вскармливания, чем насыщение ребенка. "Когда мать и младенец соединяются в ситуации кормления, происходит инициация человеческих отношений, формируется модель отношений ребенка к объектам окружения и к миру в целом" (Винникотт Д. В., 1998, с.49).
Развитие психических и моторных функций детей связано с развитием способов достижения близости к матери. Близость обеспечивает безопасность, позволяет заниматься исследовательской деятельностью, обучаться, адаптироваться к новым ситуациям. Таким образом, потребность в близости – базовая потребность ребенка. Еще не достигнув годовалого возраста, ребенок умеет определять такое расстояние до матери, на котором он способен дать ей знак о своих потребностях хныканьем и получить помощь, то есть расстояние, на котором он находится в состоянии относительной безопасности. Если мать оказывается или кажется ребенку недоступной, активизируется деятельность малыша, направленная на восстановление близости. Страх потерять мать может вызывать панику. Если потребность в близости часто не удовлетворяется, то и в присутствии матери ребенок перестает чувствовать себя в безопасности. Только при развитом чувстве безопасности ребенок постепенно увеличивает расстояние, на которое спокойно отпускает мать.
Если «ухаживающая персона» признает и пытается удовлетворить потребность младенца в комфорте и в безопасности, у ребенка снижается уровень базальной тревоги, растет уверенность в своих силах, и его деятельность направляется на познание окружающего мира. В противном случае – высока тревога, а деятельность ребенка направлена на попытки обеспечения безопасности, а не развитие и познание.
Благоприятно на развитие ребенка влияют матери, движения которых синхронны движениям младенца во время общения с ним, эмоции экспрессивны, контакты с ребенком разнообразны. Общение же детей с матерями ригидными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами») – напротив, не способствует развитию психических функций ребенка. То же можно сказать и об общении детей с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.
Даже если младенец доношен и здоров, неправильная организация ухода за ним в раннем постнатальном периоде может создать хроническую психотравмирующую ситуацию, в результате которой возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития. Чтобы этого не произошло, маленький ребенок должен быть окружен заботой и вниманием, любовью.
Для новорожденного ребенка, переживающего травму рождения, испытывающего тревогу и страх перед окружающим неизвестным миром, мать является гарантом безопасности, выживания в этом мире. При наличии у матери нервно-психических, соматических нарушений она не в состоянии справляться с этими обязанностями. Более того, новорожденный чувствует ее тревогу, другие отрицательные эмоции, и его адаптация в окружающем мире крайне затруднена. У таких младенцев не формируется безопасная форма привязанности к матери, при которой они способны исследовать окружающий мир и познавать его. Проблемы с пищеварением у маленьких детей тоже тесно связаны с состоянием матери:
- младенческая колика прежде всего возникает оно при сочетании двух факторов: тревожной гиперопеки матери и повышенного (даже умеренно) мышечного тонуса у детей;
- заглатывание воздуха (аэрофагия) также встречается у младенцев тревожных матерей и проявляется в при жадном сосании. При этом нередко отмечается вздутие живота, вызывающее дискомфорт и болезненные ощущения. Периодически у таких детей отмечается отрыжка, провоцирующая рвоту;
- потеря аппетита возникает у младенцев невротичных матерей, не способных дифференцировать подаваемые ребенком сигналы и адекватно на них отвечать, беспорядочно по любому поводу прикладывающих детей к груди. Такие матери, как правило, не понимают, сыты их дети или нет. В результате дети недоедают, теряют в весе. Данное расстройство характерно для детей незамужних женщин, женщин с нервно-психическими расстройствами;
- пищевое недоразвитие характеризуется уменьшением массы тела ребенка при достаточном поступлении пищи и без проявлений у него каких бы то ни было заболеваний. Развивается такое состояние при нарушении взаимоотношений в системе «мать – дитя» в связи с пренебрежением ребенком. Как правило, у матерей таких детей удается выявить эмоциональные расстройства, нередко связанные со скрытым нежеланием иметь ребенка, с неудовлетворенностью браком и т. п.;
- переедание детей, приводящее к тучности, как и отказы от еды, возникает в результате неудовлетворенности ребенка отношениями с матерью. В поведении таких детей обращает на себя внимание постоянное переедание. Процесс кормления для них символизирует связь с матерью, которую так страшно утратить. Чем больше тревожат ребенка его отношения с матерью, чем больше он боится сепарации, тем чаще он принуждает себя есть. Еда для такого ребенка не способ утолить голод, а попытка снизить тревогу, обрести уверенность, почувствовать свое влияние на мать.
Воздействовать на маленького ребенка целесообразно через мать, с которой он составляет единую систему. Тем более, что с матерью легче обеспечить обратную связь. Изменения в поведении ребенка появляются очень быстро, они хорошо заметны – дети становятся более спокойными, общительными, у них внезапно появляются новые навыки.
По материалам книги И.Добрякова «Перинатальная психология»
Один из самых значительных вкладов в психологию, сделанных Адольфом Адлером, состоит в установлении связи между порядком рождения и развитием личности. Адлер утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный контекст той семейной атмосферы, в которой он рос, и очень важным вопросом является положение ребенка семье, связанное с порядком рождения.
Есть 4 категории порядка рождения с соответствующими наборами характеристик и исследовательских данных. Следует подчеркнуть, что такие характеристики показывают лишь общие тенденции, но, в то же время, позволяют понять, почему так сильно отличаются друг от друга старшие и младшие дети, даже, если разница в их возрасте очень мала.
Первенец. Первенцы занимают уникальное положение в семье. Родители объективно могут уделять больше времени и внимания первому ребенку и склонны быть более осторожными, снисходительными и оберегающими. Первенец избавлен от необходимости соперничать со старшими братьями/сестрами и, хотя бы на время, поставлен в условия, когда ему ничего не остается, как подражать взрослым моделям и пытаться превзойти взрослые стандарты поведения. Сначала он находится в центре внимания, но, когда рождается младший, внимание переходит на него и у старшего ребенка начинает возникать чувство неполноценности и появляется желание обратить внимание на себя, в том числе, и плохим поведением.
Исследования показывают, что эти факторы действительно сказываются на развитии личности. Первые дети в семье, в целом, чаще получают более высокие оценки по тестам интеллекта, являются высоко мотивированными, достигают высоких постов и имеют сильную потребность в достижении. Такие дети, в тенденции, склонны проявлять высокую ответственность, чтобы соответствовать взрослым стандартам. Они осторожны, добросовестны и склонны к сотрудничеству, что отражает их желание сохранить свое привилегированное положение в отношениях с родителями после появления соперника.
Средние дети. Второй и/или средний ребенок в семье в принципе лишен возможности испытать, что значит быть единственным ребенком. Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать в состязание, чтобы «захватить власть». Средний ребенок может находиться в тени старших детей, которых он стремится сместить с занимаемых позиций. Он часто чувствует себя менее компетентным по сравнению со старшим братом или сестрой (не сознавая, что его незнание и неумение — просто следствие возраста) и может пытаться выделиться в других областях. Например, если старший ребенок имеет интеллектуальные наклонности, то младший может стремиться к занятиям спортом или искусством. Исследования показывают, что средние дети в семье чувствительны к несправедливостям, нечестности и совершаемым по отношению к ним ошибкам. Средние дети в семье, будучи весьма коммуникабельными и благосклонными к другим, являются хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения.
Младшие дети. Младший ребенок тоже занимает уникальное положение в семье. «Самый младший ребенок резко отличается от других, либо опережая их, либо демонстрируя крайнее безразличие.» (А.Адлер). У него нет преследователей и, являясь «ребенком всей семьи», он никогда не будет лишен этого положения. Чаще отношение других членов семьи к ним снисходительное, балующее, приводящее в результате к формированию зависимо-импульсивного типа личности. Младшего ребенка легко избаловать, особенно когда старшие братья и сестры присоединяются к родителям в стремлении удовлетворить все его потребности. Результатом этого нередко становится чувство защищенности и неконкурентный характер: такой ребенок будет всегда искать поддержки других. Младший ребенок часто является самым «могущественным» в семье, прибегая к таким формам выражения своих желаний, как агрессивные действия и плач. Он обычно наиболее избалован гиперопекой и в дальнейшем сталкивается с теми же проблемами, что и единственный ребенок. Младшие дети в семье менее серьезно относятся к собственной персоне и любят веселье и розыгрыши. Они креативны, человеколюбивы и отличаются развитой способностью понимать юмор. Последние дети из больших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам. Однако, высока вероятность того, что они могут оказаться в числе неуспевающих учеников, стать алкоголиками (зависимой личностью) и иметь самый низкий IQ. Тем не менее, положение последнего ребенка в семье обеспечивает ему максимум любви и заботы из всех возможных позиций в порядке рождения.
Единственный ребенок. Положение единственного ребенка в семье сходно с положением самого младшего в том, что над ним никогда не нависает угроза утратить свои привилегии, поскольку у него просто нет соперников. С первенцами таких детей роднит их единственность: им не нужно бороться за родительское внимание и они ориентируются в своем поведении исключительно на взрослые образцы поведения и стандарты деятельности. Родители склонны баловать единственного ребенка, и такие дети могут в последующем пытаться восстановить привилегированное положение, просто захватывая «центр сцены», но не сделав ничего такого, что оправдывало бы их действия. Есть 2 возможных исхода развития единственного ребенка в семье: он может остаться по-детски зависимым и беспомощным, либо приложит все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым. Исследования показывают, что единственные дети испытывают сложности с установлением близких отношений, тяготея к одинокому образу жизни. «Воспитание единственных детей в семье, а также старшего мальчика (рядом с младшей сестрой) нередко бывает особенно сложным, потому, что они не растут во взаимодействии и сотрудничестве, как средние дети, которые уже с детства учатся налаживать отношения со старшими и с младшими.» (А. Адлер). Они склонны к эгоизму, стремятся во что бы то ни стало угодить другим, но при этом стараются сохранять максимальную независимость и менее всего боятся неудачи. Для таких детей весьма вероятно поступление в колледж и успешное обучение. После первенцев, единственные дети имеют самый высокий IQ и самый высокий показатель потребности в достижении. И действительно, единственный ребенок в семье добивается в учебной деятельности положения лидера и может превзойти учителя или наставника. У единственных детей больше всего психологических проблем.
По материалам книги И.Добрякова «Перинатальная психология» и статье «Порядок рождения и личность (birth order and personality)» Р. Дрисколл, Д. Икстейн
Стадии развития семьи и рождение ребенка