Разговор с молодой мамой 2
Перечень разделов ↓
Дети - тоже люди
Давать ли новорожденному ребенку воду?
Часто сталкиваюсь с тем, что новорожденным не дают воду. При этом, как правило, есть жалобы на то, что ребенок много плачет, у него болит животик, он плохо спит и часто просит есть. А кормить его нужно по первому требованию, и пустышку давать нельзя.Такие рекомендации дают педиатры, специалисты по грудному вскармливанию и др.
Никаких объяснений, кроме того, что «грудное молоко - это жидкость», а ребенок успокаивается только во время кормления, от мам получить не удалось. И иногда получается, что здоровый доношенный ребенок в 1-2 месяц жизни ест чуть ли не каждый час.
Вода просто необходима ребенку. И вот почему:
- Во-первых, его кишечник еще не привык к перевариванию пищи, и ему нужно давать передышку, «промывая» его водой между кормлениями.
Частое кормление приводит к тому, что в желудке и кишечнике практически постоянно находится не переваренное молоко, им приходится работать без перерыва, что приводит к повышенному газообразованию, несварению, вызывает боли в животе. - Во-вторых, вода ребенку нужна для выведения токсинов, так же как и взрослому человеку.
Попробуйте сами хотя бы неделю только есть и не пить воды.
- В-третьих, не каждый плач ребенка означает, что он хочет есть. Плач - это пока единственный способ для ребенка выражать свои потребности и реагировать на окружающее.
Другое дело, что взрослые не понимают этого "языка" и думают, что ребенок просто кричит. Надо попробовать понять, что именно нужно ребенку, ведь вариантов пока не так много.
- Может быть, ему неудобно в мокром памперсе.
- Может быть, ему холодно или жарко.
- Может быть, ему очень нужно побыть с вами, почувствовать ваше присутствие.
- Может быть, ему надо просто удовлетворить сосательный рефлекс - тогда надо дать ему пустышку.
- Может быть, он хочет пить – и тогда ему надо дать теплой воды (на 1-2 градуса выше температуры тела), которая снимет спазм кишечника, поможет ему освободиться от остатков пищи. Если часто болит животик, добавляйте в бутылочку укропной воды или давайте ее с ложечки (несколько капель).
Вы ему нужны не только для того, чтобы его кормить.
Общение, тактильный контакт, звук вашего голоса очень нужны ребенку с первых дней жизни. А взаимопонимание, которое сформируется в первые дни жизни ребенка, останется на всю жизнь.
Вы учитесь понимать своего малыша, а он чувствует, что вы готовы прислушиваться к его потребностям, что вы не боитесь его плача, а стараетесь понять и помочь.
А еще это поможет вам наладить режим кормления и сна, что тоже очень важно для вашего малыша и для вас.
И еще, если при каждом плаче ребенка кормить, то он быстро привыкнет заедать все неприятности, и этот способ избавления от любого дискомфорта станет для него привычным и во взрослой жизни.
Нужно ли давать пустышку?
Все зависит от ребенка, вернее, от степени его сосательного рефлекса. Кто-то удовлетворяет сосательный рефлекс за время кормления и не нуждается в пустышке, а кому-то она необходима.
Сосательные движения, которые делает ребенок, активизируют не только работу мышц рта, но и кишечника, улучшая его перистальтику и помогая в переваривании пищи.
Кроме того, эти движения снижают напряжение, которое может возникать в области дна рта и шеи. Таким образом создаются более благоприятные условия для кровообращения головного мозга.
Но выбор: брать или не брать пустышку - остается за вашим ребенком.
Ребенок много плачет, беспокойно спит, часто просыпается, особенно, когда на улице ветреная погода
Представьте себя на его месте. Ведь рождение - самый значимый кризис в нашей жизни. се незнакомое, новое, совершенно другое пространство, огромный объем новой информации, ощущений, звуков. Да еще срочно нужно учиться жизненно важным делам - дышать, есть, видеть. Как бы вы чувствовали себя в такой ситуации?..Так что поводов для того, чтобы покричать у малыша достаточно.) Ваши любовь, спокойствие, внимание, понимание и присутствие очень важны для него сейчас.
Еще одна причина плача и беспокойства.
У новорожденных еще не успела наладиться терморегуляция. Ведь во время беременности это было просто не нужно.
А теперь даже небольшие перепады температуры окружающей среды, вызывают дискомфорт, тем более, что его сосудистая система еще не привыкла функционировать самостоятельно, тем более, после потери крови при раннем перерезании пуповины. Да и холодно ему бывает. А контакт открытых частей тела с воздухом вызывает непривычные ощущения, которые тоже могут его беспокоить.
Попробуйте, вот так, сразу из +36,7 в +20.Первые три месяца на время сна ребенка лучше пеленать (не туго!), чтобы он не мешал себе во время сна случайными движениями рук и ног, от которых он просыпается.
Ему некомфортно находиться в большом свободном пространстве, к которому он еще не привык. Примерно также мы бы, наверное, чувствовали себя в открытом космосе…
Поэтому первый месяц-два ему лучше спать в «гнезде», чтобы он со всех сторон чувствовал мягкие уютные границы.
Желательно, чтобы новорожденный ребенок был в двухслойной одежде – тонкая распашонка, и кофточка (+ ползунки или пеленки) или комбинезончик. Такая одежда создаст более комфортные условия для малыша. На ноги, особенно, если стопы бывают холодными, наденьте шерстяные пинеточки. Кисти рук на время сна тоже лучше закрывать.
В первые три месяца ребенку лучше постоянно быть в чепчике (тонкий хлопковый чепчик). А спать в чепчике желательно весь первый год. Чепчик даст ощущение комфорта, защиты и немного отфильтрует лишний информационный шум, который тоже мешает нормально спать. И, если у вас в семье появился новорожденный, постарайтесь не включать телевизор, хотя бы в той комнате, где он находится.
Маленькие дети реагируют на перемены погоды и особенно, ветреную погоду.
В таких случаях хорошо помогают:
- укропная вода ( или отвар фенхеля),
- кунжутное масло (намазать животик, область крестца, макушку)
-уютная закрытая теплая в меру) одежда
- хлопковый ( или байковый)чепчик
- и ваше спокойствие.
Нужно ли делать массаж и приглашать массажиста к ребенку?
В первые 3-4 месяца желательно минимизировать контакт ребенка с посторонними людьми. И лучшим в этот период для него будет легкий массаж, который сделает мама или папа – поглаживания, легкое растирание, похлопывание, щекотка.
Можно добавить элементы зарядки – сгибать и разгибать ручки и ножки (не через силу!!).
Ваш разговор с ребенком в это время тоже очень важен – вы с первых дней можете рассказывать ему детские потешки, соответствующие тем движениям, которые вы делаете во время массажа и зарядки. («Ладушки», «Сорока-сорока»..).
Если ребенок в это время будет полностью раздет (без памперса), это еще и хорошая закаливающая процедура.
Беспокойным малышам поможет легкий массаж с кунжутным маслом, которое обладает теплыми свойствами. Можно просто намазать маслом, спинку, макушку и стопы малыша. Кунжутное масло дает ощущение приятного тепла и покоя.
Массаж и зарядка, которую вы сами делаете своему ребенку - это еще один хороший способ перестать бояться своего ребенка (и такое бывает в первые дни), научиться чувствовать и понимать его - угадывать, какое движение, прикосновение будет ему наиболее приятно.
Обратную связь он обязательно даст – его улыбка будет вас самой большой наградой и похвалой.
Это самые первые навыки вашего общения, которые вы будете осваивать вместе с вашим малышом. Этого за вас никто не сделает. И, чем раньше будут сделаны эти шаги, тем спокойнее будете вы и ваш ребенок, и тем легче ему будет расти и развиваться.
Ребенок ходит по квартире босиком – закаляется
Закаливающие процедуры основаны на создании кратковременного(!) дискомфортного состояния, в том числе, холода, после которого организм должен быстро вернуться в комфортное состояние.
Например, обливание (обтирание) прохладной водой, которое занимает несколько секунд. После этого ребенка нужно насухо вытереть и как следует одеть.
Если стопы у ребенка постоянно холодные – это не закаливание, и никакой пользы от этого не будет.
По ногам проходят энергетические меридианы: желудка, селезенки и поджелудочной железы, желчного пузыря, мочевого пузыря, печени, и, главное, меридиан почек, в котором, как считает восточная медицина, находится жизненная энергия «Ци». Он начинается в середине подошвы.
Постоянное охлаждение ног ухудшает работу этих меридианов, связанных с ними органов и всей системы энергетики организма в целом. Это может проявляться частыми простудами, ухудшением аппетита, капризами.
Так что, следите за тем, чтобы ноги, руки и голова (по ним тоже проходят энергетические меридианы) вашего ребенка были теплыми (но не перегретыми).
Когда надо приучать ребенка к горшку?
Как только ребенок научится сидеть, его можно (и нужно) высаживать на горшок. Это тот возраст, когда ему интересно и уже пора осваивать этот навык.
Не заставляя, ненадолго, и обязательно хвалить за результат. Так он достаточно быстро научится проситься на горшок.
Как только ребенок научиться проситься на горшок, оставьте памперсы только для улицы. На время сна стелите непромокаемую простынку. Возможно, это причинит какие-то временные неудобства вам, но поможет ребенку лучше понимать сигналы своего организма, и этот навык станет устойчивым.
Ведь осознание своего тела и своих потребностей - один из первых базовых навыков, который должен освоить ребенок после того. как научится дышать, есть и немного управлять своим телом (поворачиваться, сидеть).
Пока этот урок не освоен, дальнейшее развитие будет идти медленнее потому, что у природы есть свой порядок, и прыжки «через ступеньку» она не очень любит.
И, как ни странно, умение проситься на горшок связано с развитием речи у ребенка. Хотя, ничего удивительно в этом нет.
Ведь навыки общения (речь) - это уже следующий уровень потребностей, и, пока ребенок не получил самых базовых навыков (самостоятельно ходить на горшок и есть), «перейти на следующий уровень», ему будет очень сложно, если вообще возможно.
Сейчас многие специалисты уже замечают связь между задержкой развития речи у детей и поздним приучением к горшку.
Ребенок вполне в состоянии к году, а то и раньше, научиться самостоятельно пользоваться горшком. Разве что, ему понадобится ваша помощь, чтобы снять одежду, если саму это сделать не получается.
Когда ребенок должен учиться есть сам?
Как и в случае с горшком – как только это становится ему интересно.
Это тоже один из базовых навыков (относительно самостоятельное удовлетворение потребности в еде), без которого у ребенка полноценно не формируется потребность говорить.
Навык есть самостоятельно легко формируется к году- полутора. главное, не пропустить момент, когда ребенку это интересно, т.е., когда у него возникает эта потребность.
Не надо делать «страшные глаза», если он испачкался во время еды, лучше похвалите его за то, что он попал ложкой в рот. Да, это опять неудобства, но это то, что ваш ребенок должен сделать сам и, желательно, своевременно. И ему нужно этому научиться. Конечно, можно помочь, но именно помочь, а не сделать за него.
И не ругайте его за то, что он больше размазал по себе и по столу, чем съел.
Это один из первых жизненно важных навыков, который приобретается в условиях возможного выбора - ведь можно есть самому, но могут и покормить.
Пока есть "Я сам!", дайте ему возможность самостоятельно научиться. Это формирует жизненный опыт ребенка, и в незнакомых, новых ситуациях, он уже будет готов действовать, делать что-то сам, брать на себя ответственность, а не ждать, пока за него сделают другие.
Вы можете составить ему компанию - например, завяжите себе глаза, возьмите неудобную ложку с длинной ручкой и попробуйте есть в то время, когда ваш ребенок учится справляться с ложкой. Это поможет вам понять, почему не все из тарелки попадает в рот)))Выберите, что для вас важнее - развитие вашего ребенка, опыт, который он приобретет, начиная впервые что-то самостоятельно делать, и который во многом повлияет на его характер и отношение к жизни, или чистая одежда?.. Потом для него все будет сложнее, а главное, не так интересно.
Возможность самостоятельного осознания и удовлетворения своих потребностей, особенно самых базовых, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка и его будущую взрослую жизнь.Освоение этих базовых навыков с интересом и во-время в дальнейшем даст возможность так же относиться ко всему новому.
Ведь это самый первый жизненный опыт, в котором ребенок вырабатывает модель своего взаимодействия с миром. А задержка в освоении этих навыков может стать причиной трудности в понимании своих потребностей, в выборе жизненного пути.
На первом году жизни ребенку надо давать возможность делать, то, что он хочет (конечно, если это безопасно для него), и, при необходимости, немного помогать ему, чтобы он чувствовал ваши присутствие и вашу поддержку.
Это даст ему в будущем уверенность в своих силах и знание, что он получит вашу поддержку, когда она будет ему нужна.
Постарайтесь не мешать ему и не делать это вместо него.
Пусть вы «потеряете» на это какое-то время, но, возможно, это окажется очень важным для дальнейшей жизни вашего ребенка.